Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников с амблиопией и косоглазиемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В стандартах образования в состав базовых предпосылок, необходимых для начала обучения ребенка в школе, выделены следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению и умение слушать собеседника. Поэтому цель исследования была направлена на изучение состояния коммуникативных умений старших дошкольников с косоглазием и амблиопией. Следует отметить, что в науке проблеме формирования коммуникативных умений в процессе общения всегда уделялось достаточно внимания. Ведущие ученые (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.) отмечают, что общение является важным видом деятельности наряду с познанием и трудом. М.И. Лисина подчеркивает, что именно в процессе общения ребенка и взрослого происходит психическое развитие ребенка, что «подтягивает» его деятельность на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития».В рамках нашего исследования под коммуникативными умениями мы понимаем осознанные коммуникативные действия детей, базирующихся на системе знаний и усвоенных элементарных умений, которые определяют способность ребенка правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [2]. О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломинский отмечают, что к шести – шести с половиной годам дети должны уметь слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Установлено, что дефект зрения вызывает особенности в формировании таких средств общения у детей с нарушениями зрения как экспрессивно-мимические, предметно-действенные (позы, жесты) и речевые. Г.В. Никулина отмечает, что в младшем школьном возрасте детям с нарушениями зрения свойственен диффузно-локальный тип восприятия, при котором ребенок не имеет возможности видеть детали, контуры предметов четко. Поэтому он затрудняется в различении мимики говорящего, его поз, мелких движений, что приводит к отставанию в развитии экспрессивно-мимических средств общения [3]. Отставания отмечаются и в предметно-действенных средствах общения. В.А. Феоктистова подчеркивает, что дети с нарушениями зрения не могут правильно воспринимать позы и тем более воспроизводить их, не понимают значение различных поз, не определяют по той или иной позе смысл происходящего. Дети с нарушениями зрения зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно. Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, то есть средств речевого общения [4]. Все это подчеркивает необходимость осуществления коррекционной работы по формированию коммуникативных умений данной категории детей. Для исследования состояния коммуникативных умений детей 6-7 лет c косоглазием и амблиопией мы использовали методику, разработанную О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой и др. В качестве параметров исследования были выбраны такие коммуникативные умения, как умение слушать и взаимодействовать в диалоге, умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение взаимодействовать в конфликте. В 1 серии исследования использовалась методика «Интервью». Ребёнку предлагалось взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия, как они живут в своём городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада.Во 2 сериидетям индивидуально предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых были изображены дети и взрослые в различных ситуациях. Необходимо было определить их эмоциональное состояние.В 3 сериис помощью методики «Не поделили игрушку» определялось умение детей не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. В 1 серии было выявлено, что 70% детей испытывают определенные трудности в организации общения в режиме диалога. Детям было сложно сформулировать вопросы, они смогли это сделать только с помощью взрослых. Характер вопросов был больше личный, последовательность нарушена. Ответы детей были более конкретные, чем вопросы. Во 2 сериитакже 70% детей затруднились определить эмоциональное состояние друг друга, сверстников, взрослых. Так, Ева определила, кто нарисован на картинке (девочка и папа), заметила осколки вазы на полу, но не смогла ответить, почему ваза на полу, какие эмоции отражены на лицах. Она предположила (не глядя на картинку), что сейчас девочку будет ругать ее папа. Дальнейшее развитие событий Ева также затруднилась назвать. В 3 серии было выявлено, что 50% детей с косоглазием и амблиопией не провоцируют конфликт, но и разрешить самостоятельно его не могут. 30% детей вообще не способны разрешить конфликтную ситуацию, и только 20 % детей хотят и могут справиться с конфликтом. Так, Полина отобрала игрушку у Богдана и поделилась с подругой Аленой. Сама же просто наблюдала за подругой. Затем они вместе придумали считалочку: кому из ребят достанется новая игрушка. Однако игрушку отдавать не захотела. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы. Она была организована в виде тренинговых занятий психолога с использованием игр и упражнений по развитию неречевых средств общения. Список литературы 1. Денискина, В. З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения / В. З. Денискина, Т. Н. Машкова // Дефектология. – 2005. – С. 87-90. 2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. 3. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения / Г. В. Никулина. – СПб.: Каро, 2006. – 391 с. 4. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005.
М.В. Гаврилова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.008 с.) |