Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н.Ю. Тарасова, Е.В. ШереметьеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Схема логопедического обследования детей Второго года жизни Период раннего детства является базовым для формирования такого сложного психического процесса как речь. Неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития, что осложнит дальнейшее развитие ребёнка в целом. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражаются на поведении, а также деятельности ребёнка в различных ее формах. Поэтому необходимо как можно раньше оказать специальную помощь по предупреждению речевых отклонений, тем самым не допустить вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию возрастного потенциала. Для определения отклонений в речевом развитии детей раннего возраста необходима специальная схема логопедического обследования с определёнными критериями оценивания, установленными границами нормы. Для создания такой схемы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать современные теоретические исследования с целью определения базового для нашего исследования понятия «развитие речи в раннем возрасте» и описания онтогенеза речи до 2 лет; 2. Определить содержание логопедического обследования в раннем возрасте. В статье используется теоретический метод исследования – анализ психолого-педагогической литературы. Речевое развитие ребёнка раннего возраста является сложнейшим нервно-психическим процессом. Г.В. Чиркина, продолжая научную школу Р.Е. Левиной, выделяет следующие его компоненты: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка; овладение словарным запасом и правилами синтаксиса; овладение смысловой стороной речи. Основой развития речи является общение ребёнка со взрослым, его взаимодействие с окружающей средой. В настоящее время существует ряд методик, направленных на обследование психомоторного развития в раннем возрасте. Данные методики позволяют оценить уровень сформированности некоторых психических и физических функций. Психолог Арнольд Гезелл разработал нормы развития двигательной и речевой сфер ребёнка, а также схемы для определения умственного развития младенца. Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям: адаптивное поведение, грубая моторика, тонкая моторика, речевое развитие, социализация личности. Шкала предназначена для возрастного диапазона от четырёх недель до шести лет. Методика А. Гезелла позволяет оценить объём активного и пассивного словаря, успешность выполнения заданий по инструкции, характер вокализации, уровень развития фразовой речи. Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития представляет собой систему распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача данной методики – выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии отдельных функциональных областей и поэтому нуждаются в ранней терапии. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. МФДР позволяет обследовать активную речь ребёнка и уровень понимания речи. В ходе обследования задаются вопросы родителям, и на основе полученной информации формулируется задание для ребёнка. Шкала Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются, и по их сумме определяется уровень развития. Это позволяет выявить показание к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.). В графе «Слух и речь» оценивается количество и состав активного словарного запаса, успешность выполнения заданий с предметами и картинками, отмечается, слушает ли ребёнок сказки, пытается петь, подыгрывает при считалочках и стишках и пр. Для оценки уровня развития детей с 2 мес. до 42 мес. служат шкалы KID (Чистович, Ройтер, Шапиро, 2000) и RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000). Эти шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или другие постоянно общающиеся с ребенком люди. Преимущество привлечения родителей для заполнения вопросника в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях, в то время как специалист должен оценить его за короткое время, часто в непривычной ребенку обстановке. Кроме того, отвечая на пункты вопросника, родители лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием, так что заполнение вопросника само по себе является одной из процедур ранней помощи. Основные принципы обеих шкал аналогичны, различается возрастной диапазон применения. Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев или старших детей, чей возраст развития не превышает 16 месяцев. Шкала RCDI-2000 предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Данные шкалы позволяют определить не только уровень сформированности отдельных речевых навыков, словарного запаса, но и получить информацию об особенностях кормления, уровне коммуникации, поведении ребёнка, что позволяет составить более полную картину его развития. Шкала в виде опросника удобна для заполнения и обработки данных. Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 2-м году жизни оценивается развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. При оценке речи отмечается умение обобщать, выполнять инструкции различной сложности. Методика логопедического обследования Ю.А. Разенковой основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979). В ходе обследования происходит сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования, отмечаются анатомо-физиологические особенности. Далее обследуются уровень сформированности понимания речи, активная речь, слуховое внимание, фонематический слух. Данная методика позволяет выделить нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один – два эпикризных срока (один – два квартала), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития. Таким образом, в методиках различных исследователей используются шкалы, позволяющие определить уровень развития ребёнка, но нет определённых критериев, по которым возможно определить потребность в ранней логопедической помощи. Для предупреждения речевых отклонений в раннем возрасте необходимо определить границы нормы развития по всем параметрам. На основе приведённых выше методик мы сформировали необходимую схему логопедического обследования: 1. Изучение медицинской документации: наличие заболеваний (наследственных, перенесённых, хронических), состояние слуха, зрения, нервной системы, состоит ли на учёте у какого-либо специалиста. 2. Беседа с родителями: характер протекания беременности, родов, особенности вскармливания, жалобы родителей. 3. Изучение анатомо-физиологических особенностей ребёнка: наличие стигм дизэмбриогенеза, состояние мимической мускулатуры, мышечного тонуса артикуляционного аппарата (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом), рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП), непроизвольные и произвольные движения артикуляционного аппарата, губ, языка, наличие саливации, оральных синкинезий, состояние дыхательного, голосового аппарата, мелкой моторики рук. 4. Обследование неречевых процессов: слуховое внимание, память. 5. Обследование речевых процессов: звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй, фонематический слух, словарный запас. 6. Логопедическое заключение: педагогический диагноз, клиническая форма патологии и её особенности. 7. Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком. Дальнейшим этапом нашего исследования будет практическая апробация данной схемы, разработка критериев оценивания на основе полученных данных, определение границ нормы речевого развития. Список литературы 1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – С.2-4. 2. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 58-62. 3. Разенкова, Ю. А. Варианты заключения логопеда (2-3 год жизни) [Электронный ресурс] // http://almanah.ikprao.ru 4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – С. 12 5. Стребелева, Е. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Е. А. Стребелева. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 220-233. 6. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 207-209. 7. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – С. 13-14.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.007 с.) |