Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старшего дошкольного возраста с дизартрией
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения её звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [1, 19]. В настоящее время проблема повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии является не достаточно изученной в свете процесса информатизации образования [2, 4]. Её актуальность определяется, во-первых, тем, что лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии часто встречается у детей в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В-третьих, разработка новых методов и приёмов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики. В исследованиях Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, С.Н. Маевской, Л.В. Мелеховой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, А.Ф. Чернопольской и других авторов лёгкие формы дизартрии рассматриваются как сложный синдром церебрально-органического генеза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Таким образом, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой сложное нарушение, характеризующееся комбинаторностью проявления дефектов моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого являются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, высших психических функций. Данные расстройства при лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии с трудом поддаются процессу коррекции, который, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Таким образом, к началу школьного обучения дети с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приёмов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений у дошкольников с лёгкими проявлениями органического поражения центральной нервной системы.
Развитие науки и техники в середине 20 столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития, о чем в своих исследованиях подчёркивается Р.Ф. Абдеевым, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленской, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкиной, И.А. Филатовой. Особенности восприятия дошкольника, тем более с проблемами развития, требуют достаточного количества реалистичности, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер. Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше. Использование компьютера позволяет ребенку в некоторой степени самостоятельно оценить правильность выполнения задач. Теперь не педагог решает, правильно или нет действует ребенок, а он сам на мониторе видит результат своих действий. Первое, что представляется при словах «компьютерные технологии» – использование обучающих и развивающих компьютерных программ [1, 50]. Изучение причин, механизмов, структуры дефекта, закономерностей и особенностей развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, современных подходов к коррекции нарушений развития при помощи компьютерных технологий, анализ их влияния на развитие ребёнка позволяют сделать вывод о возможности совершенствования педагогической системы коррекции общего недоразвития речи у таких детей на основе применения компьютерных технологий. Это обеспечивается системным, деятельностным подходами к разработке исследуемой проблемы; полисенсорным воздействием, способствующим активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия; осуществлением интерактивного обучения; созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий. Таким образом, применение специализированной компьютерной технологии, учитывающей закономерности и особенности развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление нарушений письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации детей в новых для них условиях школьного обучения [2, 9].
Современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодолению вторичных нарушений, а также общее развитие детей. Этому же способствует совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов, задействованных в процессе выполнения заданий компьютерной программы. Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет учитывать особенности протекания некоторых психических процессов (внимания, памяти), проявляющиеся в доминировании непроизвольности, снижении их концентрации и устойчивости. Предоставление информации в привлекательной для ребёнка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Таким образом, использование компьютерных средств в процессе обучения детей с нарушениями развития способствует улучшению памяти и внимания [2, 11]. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. В её рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что обеспечивает психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Недостаточная сформированность компонентов эмоционально-волевой и мотивационной сферы у детей с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии и большие возможности компьютерных технологий в их формировании и развитии создают хорошие предпосылки для применения специализированных компьютерных средств обучения в процессе коррекционного обучения дошкольников с данной патологией [2, 12]. В настоящее время специалистами разработаны компьютерные программы, соответствующие государственным требованиям, предъявляемым к программно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Перечислим некоторые из них:
- «Игры для Тигры», программа разработана авторским коллективом педагогов под руководством кандидата педагогических наук, профессора Уральского государственного педагогического института – З.А. Репиной. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Г.А. Каше, Л.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также «программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; - «Грамотей», рекомендована авторами Института коррекционной педагогики РАО Н.П. Вальчук, В.С. Вальчук, Э.В. Шамшур; - «Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь»; - «Незнайкина грамота», сборник развивающих игр [3, 22]. Таким образом, анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также по проблемам информатизации специального образования и применения компьютерных средств обучения в коррекционно-образовательном процессе показал недостаточную изученность вопросов, касающихся повышения эффективности коррекции нарушений развития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В связи с этим особую актуальность приобретает создание специализированной компьютерной технологии, учитывающей общие закономерности и особенности развития дошкольников с данной патологией, позволяющей повысить эффективность логопедической работы [3, 3]. Список литературы 1. Вренёва, Е. П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ / Е. П. Вренёва // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. – №4. – С.28. 2. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Перм. обл. институт, Екатеринбург, 2005. 3. Проничева, Н. А. Применение современных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Н. А. Проничева // Логопед в детском саду. – 2010. – №5. – С.48. 4. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2) 5. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.006 с.) |