![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старшего дошкольного возраста с дизартриейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения её звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [1, 19]. В настоящее время проблема повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии является не достаточно изученной в свете процесса информатизации образования [2, 4]. Её актуальность определяется, во-первых, тем, что лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии часто встречается у детей в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В-третьих, разработка новых методов и приёмов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики. В исследованиях Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, С.Н. Маевской, Л.В. Мелеховой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, А.Ф. Чернопольской и других авторов лёгкие формы дизартрии рассматриваются как сложный синдром церебрально-органического генеза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Таким образом, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой сложное нарушение, характеризующееся комбинаторностью проявления дефектов моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого являются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, высших психических функций. Данные расстройства при лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии с трудом поддаются процессу коррекции, который, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Таким образом, к началу школьного обучения дети с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приёмов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений у дошкольников с лёгкими проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Развитие науки и техники в середине 20 столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития, о чем в своих исследованиях подчёркивается Р.Ф. Абдеевым, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленской, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкиной, И.А. Филатовой. Особенности восприятия дошкольника, тем более с проблемами развития, требуют достаточного количества реалистичности, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер. Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше. Использование компьютера позволяет ребенку в некоторой степени самостоятельно оценить правильность выполнения задач. Теперь не педагог решает, правильно или нет действует ребенок, а он сам на мониторе видит результат своих действий. Первое, что представляется при словах «компьютерные технологии» – использование обучающих и развивающих компьютерных программ [1, 50]. Изучение причин, механизмов, структуры дефекта, закономерностей и особенностей развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, современных подходов к коррекции нарушений развития при помощи компьютерных технологий, анализ их влияния на развитие ребёнка позволяют сделать вывод о возможности совершенствования педагогической системы коррекции общего недоразвития речи у таких детей на основе применения компьютерных технологий. Это обеспечивается системным, деятельностным подходами к разработке исследуемой проблемы; полисенсорным воздействием, способствующим активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия; осуществлением интерактивного обучения; созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий. Таким образом, применение специализированной компьютерной технологии, учитывающей закономерности и особенности развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление нарушений письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации детей в новых для них условиях школьного обучения [2, 9]. Современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодолению вторичных нарушений, а также общее развитие детей. Этому же способствует совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов, задействованных в процессе выполнения заданий компьютерной программы. Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет учитывать особенности протекания некоторых психических процессов (внимания, памяти), проявляющиеся в доминировании непроизвольности, снижении их концентрации и устойчивости. Предоставление информации в привлекательной для ребёнка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Таким образом, использование компьютерных средств в процессе обучения детей с нарушениями развития способствует улучшению памяти и внимания [2, 11]. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. В её рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что обеспечивает психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Недостаточная сформированность компонентов эмоционально-волевой и мотивационной сферы у детей с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии и большие возможности компьютерных технологий в их формировании и развитии создают хорошие предпосылки для применения специализированных компьютерных средств обучения в процессе коррекционного обучения дошкольников с данной патологией [2, 12]. В настоящее время специалистами разработаны компьютерные программы, соответствующие государственным требованиям, предъявляемым к программно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Перечислим некоторые из них: - «Игры для Тигры», программа разработана авторским коллективом педагогов под руководством кандидата педагогических наук, профессора Уральского государственного педагогического института – З.А. Репиной. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Г.А. Каше, Л.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также «программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; - «Грамотей», рекомендована авторами Института коррекционной педагогики РАО Н.П. Вальчук, В.С. Вальчук, Э.В. Шамшур; - «Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь»; - «Незнайкина грамота», сборник развивающих игр [3, 22]. Таким образом, анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также по проблемам информатизации специального образования и применения компьютерных средств обучения в коррекционно-образовательном процессе показал недостаточную изученность вопросов, касающихся повышения эффективности коррекции нарушений развития у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В связи с этим особую актуальность приобретает создание специализированной компьютерной технологии, учитывающей общие закономерности и особенности развития дошкольников с данной патологией, позволяющей повысить эффективность логопедической работы [3, 3]. Список литературы 1. Вренёва, Е. П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ / Е. П. Вренёва // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. – №4. – С.28. 2. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Перм. обл. институт, Екатеринбург, 2005. 3. Проничева, Н. А. Применение современных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Н. А. Проничева // Логопед в детском саду. – 2010. – №5. – С.48. 4. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2) 5. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.127 (0.008 с.) |