Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возраста с отклонениями в овладении речью»Содержание книги
Поиск на нашем сайте Диалог «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» в сравнении с обычным объектом теории диалога («взрослый – взрослый») изучен недостаточно. Современный этап исследований в этой области представлен некоторыми частными, хотя и очень важными аспектами (Т.В. Базжина, Т.О. Гаврилова, Е.И Исенина, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, С.Н. Цейтлин). Е.И. Исенина анализирует довербальные этапы развития коммуникативной компетенции ребенка, и базовые качества матери, влияющие на его речевое и психическое развитие. Н.И. Лепская раскрывает содержание предметного, эмоционального и фатического аспектов коммуникации взрослого и ребенка, называя одну из форм их общения «дуэтом». Т.В. Базжина изучает типы ранних диалогов «взрослый – ребенок». Т.О. Гаврилова в социолингвистическом аспекте исследует особенности речи матери, обращенной к младенцу первого и второго лет жизни. С.Н. Цейтлин, анализируя определенные особенности диалога взрослого и ребенка, описывает функции реплик-повторов матери и применяет по отношению к такому типу диалога понятие лингводидактического аспекта коммуникации. Е.Ю. Протасова рассматривает некоторые средства связности диалога «мать – ребенок» [1]. Целью нашего исследования было выявление особенности диалога в диаде «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью». Анализ существующих методик изучения особенностей диалогической формы коммуникации между взрослым и ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью показал, что в отечественной логопедии и психологии такие методики представлены очень ограничено. На наш взгляд при условии адаптации можно частично использовать методику Е. А. Зинченко «Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний». Из уже существующих методик, в которых есть блок, посвящённый изучению особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью», следует отметить методику «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», разработанную Е.В. Шереметьевой [2]. Констатирующий этап эксперимента в рамках исследования особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» был проведён нами на базе МБДОУ детский сад N 307 Центрального района г. Челябинска. Мы обследовали 15 детей в возрасте от 2 лет 4 месяцев до 3 лет, беседовали и опрашивали родителей, анкетировали педагогов в течении месяца. Мы проводили диагностику по методикам Е.В. Шереметьевой, В.В. Казаковской. На основании данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента можно сделать следующие выводы: - наибольшая стимуляция потребности общения у ребёнка близким взрослым происходит, если родители (близкие взрослые) оречевляют бытовые действия детей, действия детей, совершаемые в игровых ситуациях, совершаемые совместно действия, описание ситуаций происходящих вокруг; - важна манера общения родителя и ребёнка, от её зависит степень заинтересованности, активности ребёнка в коммуникации с родителем; интонационно-окрашенная речь, с правильной расстановкой пауз благоприятно влияет на речевое развитие ребёнка; - при сравнении суммарного коэффициента мотивации речевой деятельности прослеживается роль стимуляции потребности общения с близким взрослым в раннем возрасте; коэффициент мотивации речевой деятельности у детей с нормальным речевым развитием значительно выше, чем у детей с отклонениями в овладении речью; - родители корректируют речь детей, если их речь эмоционально окрашена и ситуативно включена, и в ней присутствуют частые повторы. Детям с нормально развивающейся речью, и детям с отклонениями в овладении речевого развития много читают детской литературы и искусственно стимулируют речевой онтогенез (часто просят повторить, сказать, закончить слово или строчку стихотворения). Однако общение родителей с детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием в совместных наглядно-действенных ситуациях бытовой деятельности отличается. С детьми с речевым развитием соответствующим возрасту, говорят больше, чем с неговорящими детьми. Также, следует отметить, что при анализе речи взрослых обращённых к ребёнку с отклонениями в овладении речью с помощью «Методики анализа диалога взрослого и ребенка раннего возраста» В.В. Казаковской [3] отмечаются следующие особенности: - родители редко исправляют грамматические особенности или недочёты речи ребёнка; - очень длинные фразы, что затрудняет восприятие речи взрослого ребёнком; - неправильное согласование слов в реплике; - вопросы родителей не стимулируют детей отвечать развёрнутой фразой, чаще это вопросы, требующие односложного ответа. Наиболее низкий показатель по всему диагностическому блоку можно отметить у троих исследуемых. У данных детей низкий показатель отмечался по всем критериям, применяемым в данном диагностическом блоке. На основании этого их можно отнести в группу риска по речевому недоразвитию (на данной момент дети не разговаривают), а фактор вызывающий данный риск – особенности общения с родителями, взрослыми.
Список литературы 1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 471 с. 2. Казаковская, B. B. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребёнок» (на материале русского языка); автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / В. В. Казаковская. – СПб.: РАН Институт лингвистических исследований, 2006 – 39 с. 3. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с. 4. Шереметьева, Е. В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 112 с.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |