Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возраста с отклонениями в овладении речью»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалог «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» в сравнении с обычным объектом теории диалога («взрослый – взрослый») изучен недостаточно. Современный этап исследований в этой области представлен некоторыми частными, хотя и очень важными аспектами (Т.В. Базжина, Т.О. Гаврилова, Е.И Исенина, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, С.Н. Цейтлин). Е.И. Исенина анализирует довербальные этапы развития коммуникативной компетенции ребенка, и базовые качества матери, влияющие на его речевое и психическое развитие. Н.И. Лепская раскрывает содержание предметного, эмоционального и фатического аспектов коммуникации взрослого и ребенка, называя одну из форм их общения «дуэтом». Т.В. Базжина изучает типы ранних диалогов «взрослый – ребенок». Т.О. Гаврилова в социолингвистическом аспекте исследует особенности речи матери, обращенной к младенцу первого и второго лет жизни. С.Н. Цейтлин, анализируя определенные особенности диалога взрослого и ребенка, описывает функции реплик-повторов матери и применяет по отношению к такому типу диалога понятие лингводидактического аспекта коммуникации. Е.Ю. Протасова рассматривает некоторые средства связности диалога «мать – ребенок» [1]. Целью нашего исследования было выявление особенности диалога в диаде «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью». Анализ существующих методик изучения особенностей диалогической формы коммуникации между взрослым и ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью показал, что в отечественной логопедии и психологии такие методики представлены очень ограничено. На наш взгляд при условии адаптации можно частично использовать методику Е. А. Зинченко «Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний». Из уже существующих методик, в которых есть блок, посвящённый изучению особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью», следует отметить методику «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», разработанную Е.В. Шереметьевой [2]. Констатирующий этап эксперимента в рамках исследования особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» был проведён нами на базе МБДОУ детский сад N 307 Центрального района г. Челябинска. Мы обследовали 15 детей в возрасте от 2 лет 4 месяцев до 3 лет, беседовали и опрашивали родителей, анкетировали педагогов в течении месяца. Мы проводили диагностику по методикам Е.В. Шереметьевой, В.В. Казаковской. На основании данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента можно сделать следующие выводы: - наибольшая стимуляция потребности общения у ребёнка близким взрослым происходит, если родители (близкие взрослые) оречевляют бытовые действия детей, действия детей, совершаемые в игровых ситуациях, совершаемые совместно действия, описание ситуаций происходящих вокруг; - важна манера общения родителя и ребёнка, от её зависит степень заинтересованности, активности ребёнка в коммуникации с родителем; интонационно-окрашенная речь, с правильной расстановкой пауз благоприятно влияет на речевое развитие ребёнка; - при сравнении суммарного коэффициента мотивации речевой деятельности прослеживается роль стимуляции потребности общения с близким взрослым в раннем возрасте; коэффициент мотивации речевой деятельности у детей с нормальным речевым развитием значительно выше, чем у детей с отклонениями в овладении речью; - родители корректируют речь детей, если их речь эмоционально окрашена и ситуативно включена, и в ней присутствуют частые повторы. Детям с нормально развивающейся речью, и детям с отклонениями в овладении речевого развития много читают детской литературы и искусственно стимулируют речевой онтогенез (часто просят повторить, сказать, закончить слово или строчку стихотворения). Однако общение родителей с детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием в совместных наглядно-действенных ситуациях бытовой деятельности отличается. С детьми с речевым развитием соответствующим возрасту, говорят больше, чем с неговорящими детьми. Также, следует отметить, что при анализе речи взрослых обращённых к ребёнку с отклонениями в овладении речью с помощью «Методики анализа диалога взрослого и ребенка раннего возраста» В.В. Казаковской [3] отмечаются следующие особенности: - родители редко исправляют грамматические особенности или недочёты речи ребёнка; - очень длинные фразы, что затрудняет восприятие речи взрослого ребёнком; - неправильное согласование слов в реплике; - вопросы родителей не стимулируют детей отвечать развёрнутой фразой, чаще это вопросы, требующие односложного ответа. Наиболее низкий показатель по всему диагностическому блоку можно отметить у троих исследуемых. У данных детей низкий показатель отмечался по всем критериям, применяемым в данном диагностическом блоке. На основании этого их можно отнести в группу риска по речевому недоразвитию (на данной момент дети не разговаривают), а фактор вызывающий данный риск – особенности общения с родителями, взрослыми.
Список литературы 1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 471 с. 2. Казаковская, B. B. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребёнок» (на материале русского языка); автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / В. В. Казаковская. – СПб.: РАН Институт лингвистических исследований, 2006 – 39 с. 3. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с. 4. Шереметьева, Е. В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 112 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.008 с.) |