Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития в условиях интегрированного обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.). Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но может включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. В современной специальной психологии и педагогике задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР легли в основу разработки индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различных типов и видов: специальных школ, детских садов, учреждений инновационного типа «детский сад – начальная школа» и др. До последнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены были обучаться в специальных детских садах, школах, в специальных классах, что сказывалось на социальной адаптации ребенка. Для преодоления изолированности существующей системы специального образования в учреждениях страны реализуется интегрированное обучение. Оно позволяет ребенку с ОВЗ социализироваться в среде нормально развивающихся сверстников. Особенно важно это в отношении детей младшего школьного возраста, которые еще недостаточно адаптированы к условиям окружающего мира. Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» – одной из современных педагогических парадигм. «Педагогическая поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам. Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» (В.А. Сластенин, И.А. Колесникова). Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей. Учащемуся, вовлеченному в интегрированное обучения, могут потребоваться как педагогическое сопровождение, так и педагогическая поддержка. Педагогическое сопровождение развития детей с ЗПР мы понимаем как систему деятельности специалистов служб сопровождения: педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-предметников, классного руководителя, социальных педагогов, направленную на создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания ребенка с ЗПР, успешной адаптации и социализации в обществе. Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, а именно принципы непрерывности и комплексности сопровождения, описаны в работах Р. Заззо, И.Ю. Кулагиной, В.Б. Никашиной, Т.Д. Пускаевой, И.Ф. Марковской и др. Ряд работ посвящен влиянию семьи на успешность педагогического сопровождения (Г.В. Грибанова, М. М. Райская и др.). В то же время остается много нерешенных вопросов, связанных с определением содержания такого сопровождения, места каждого специалиста в педагогическом сопровождении. Следует особенно подчеркнуть, что обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка возможно лишь на основе результатов комплексной диагностики психического развития ребенка с ЗПР. Такая диагностика осуществляется на основе работ С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, С.Я. Рубинштейна, М.М. Семаго и др. Служба сопровождения является необходимой структурой образовательной системы, к организационным формам которой относят: консилиумы в образовательных учреждениях, центр психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогическую комиссию. Эти службы тесно взаимодействуют друг с другом. Педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений специальной психологии и педагогики. Специалисты службы сопровождения МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска находятся в постоянном творческом поиске, каждый год корректируют направления своей работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Список литературы 1. Дубровина, И. В. Психологическая служба школы / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995. 2. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: Изд-во «Аркти», 2005. 3. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР / Л. Г. Мустаева. – М.: Изд-во «Аркти», 2005.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.01 с.) |