Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности обучения грамоте детей младшего школьного возраста с умеренной
Умственной отсталостью На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению педагогических подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам состояний нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей. Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений. Замедленно и качественно иначе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками они усваивают закономерности языка. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много особенностей, связанных с развитием познавательных процессов данной категории детей. Обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе. Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека. Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения необходимо использовать на практике следующие принципы коррекционной работы:
1. воспитывающий характер обучения; 2. доступности обучения; 3. индивидуального и дифференцированного подхода; 4. принцип практической направленности обучения; 5. расширения социальных связей; 6. интегрированного обучения умеренно умственно отсталых детей. Обучая таких детей грамоте мы сделали некоторые выводы: - уровень развития готовности к обучению грамоте у умственно отсталых детей повысится, если своевременно определить насколько дети готовы к обучению грамоте и с учетом этого планировать обучение; - при проведении целенаправленной коррекционной работы по подготовке умственно отсталых детей к обучению грамоте мы учитывали онтогенетические закономерности и специфические особенности развития детей изучаемой категории. Подробно изучив теоретические основы и особенности усвоения программного материала по обучению грамоте детей, клиническую, психологическую, педагогическую литературу, а также подробно познакомившись с характеристиками детей с умеренной степенью умственной отсталости младшего школьного возраста, мы старались учитывать все особенности этого процесса при планировании и разработке собственной программы по обучению грамоте детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Процесс обучения грамоте может быть эффективным лишь в том случае, если он построен с учетом специфики самого языка, его письменности. При обучении грамоте задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы лучшему восприятию, запоминанию и воспроизведению грамматического материала, выработке умений применять полученные знания. В своей работе по обучению грамоте нами использовались специально разработанные к урокам схемы звуко-буквенного анализа слов, специальные алгоритмы по обучению написанию букв, отбирали задания по штриховке, обводке различных знакомых детям предметов, продумывали дозированность работы каждого ребенка на уроке, особым образом перерабатывали программный материал и делали его доступным для учеников. Таким образом, коррекционная работа проводилась комплексно, охватывая все физиологические и социальные стороны развития ребенка, что в целом сказалось на овладении грамотой учениками с умеренной умственной отсталостью.
Список литературы 1. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева. – СПб.: Союз, 2004. 2. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2001. 3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / В. Г. Каше. – М.: Просвещение, 1985.
Л. Мурзина, Л.А. Дружинина
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.005 с.) |