![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегрированное обучение учащихся:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория и практика Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Возникают трудности в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Происходит переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса. Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Г. Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня. В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова «интеграция групповая» рассматривается как «процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений …интеграция групповая возникает на том этапе, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения». Б.П. Пузанов дает следующее толкование понятия «интегрированное обучение» - это «обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Интеграция, как включение человека в общество в качестве полноценного его члена, зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки». Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
То, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе интегрированного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготский. Он считал, что при всех положительных особенностях специальных (коррекционных) школ есть все же один недостаток: ребенок, будь он слепой, глухой или умственно отсталый, находится в узком кругу, в замкнутом пространстве, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке, и эта обстановка не позволяет находиться ему в реальной, настоящей жизни. Один из вариантов взаимодействия общего и специального образования нашли педагоги школы №73 Металлургического района г. Челябинска. В данном учреждении функционирует медико-психологический и педагогический консилиум, сопровождающий образовательный процесс школьников с особенностями развития. Образование учащихся с особенностями в развитии проходит в интегрированном режиме по программам С(К)ОУ V, VII видов. В рамках прохождения педагогической практики мы познакомились с практическими подходами к реализации интегрированного обучения в школе. При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ученика. Разработанная технология состоит из 4 блоков: - интегрированное обучение в общеобразовательном классе; - обучение в условиях «гибкого» класса; - воздействие в системе коррекционных кабинетов; - коррекция в условиях системы дополнительного образования. Для организации учебного процесса педагогами школы был разработан алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования со следующей последовательностью:
1. изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений V, VII, VIII видов; 2. выявление уровня соответствия выбранной программы Государственным образовательным стандартам; 3. определение регионального и валеологического компонентов; 4. определение содержания учебно-методического и дидактического комплекса, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование; 5. соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ; 6. анализ количества часов, регламентируемых программой для прохождения основных тем; 7. поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету; 8. выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса при внутренней дифференциации; 9. выделение общих тем программ для изучения их в условиях «гибких» классов; 10. составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы. В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе учитель составляет план-конспект урока, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников. Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям организации и проведения уроков в малокомплектных школах, при которой учитель поочередно выстраивает совместную деятельность с разными группами детей в классе. Для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий ученикам с особенностями в развитии предлагаются инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу. При изучении сложно усваиваемой темы для учеников с особенностями в развитии ее усвоение выносится на индивидуальные коррекционные занятия, альтернативой которым является обучение в условиях «гибкого» класса. Система «гибких» классов – это способ оказания адекватной помощи детям. В «гибкий» класс учитель-дефектолог из нескольких классов одной параллели на одном уроке объединяет группу учащихся с особенностями в развитии, учитывая их индивидуально-типологические характеристики и рекомендуемые для обучения специальные (коррекционные) образовательные программы. Закрепление проводят на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяют усвоенное на разнообразном дидактическом материале, дают консультации родителям и учителю общеобразовательного интегрированного класса по оказанию специализированной помощи в процессе обучения. Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят логопеды, учителя-дефектологи, психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса направлено на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, так как жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде – учении. Таким образом, полученный практический опыт подтверждает продуктивность интегрированного обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательном классе общеобразовательного учреждения. Учащиеся получают образование в социуме своих сверстников, что благоприятно сказывается на их социально-адаптивном поведении, на их способностях взаимодействовать с окружающим миром. Список литературы 1. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. 2. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Л. Г. Мустаева. – М.: АРКТИ, 2005. 3. Шевчук, Л. Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: Методические рекомендации / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. – Челябинск, 2010.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.27 (0.008 с.) |