Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раннего возраста группы рискаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие речи детей раннего возраста стало актуальной проблемой в современном мире, по причине того, что повысился процент рождаемости детей с неблагополучным здоровьем. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов [4, 78]. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь – это сложный психический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений у детей в возрасте 2-4 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. Задержка речевого развития (ЗРР) у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Возраст от 2-3 мес. характеризуется формированием активного гуления, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, формированием примитивных эмоциональных реакций. В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств является отсутствие гуления, сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств, отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом, отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращенную речь и ее эмоциональную окраску. Период 4-6 месяцев в норме характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях ЦНС возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции – зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие, гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. При отсутствии нарушений черепно-мозговой иннервации, зрительного и слухового анализаторов дети должны быть отнесены в группу риска по речевой задержке. Кроме выраженной задержки психомоторного развития, выявляются нарушения иннервации мимических, речевых мышц. Прогрессируют трофические расстройства в мышцах языка, глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся, как афонией, так и носовым оттенком вокализации (ринофония). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдается при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом, проявляются в виде спастичности мышц рта, языка, неправильного положения языка в полости рта и его гиперкинезов, распространенных оральных синкинезий препятствуют появлению гуления. Дети данной возрастной группы с такими нарушениями относят в группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств, вплоть до анартрии, алалии и дизартрии. У детей, перенесших тяжёлое перинатальное поражение ЦНС, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм ДЦП, при которых отчетливо проявляются нарушения тонуса в мышцах языка, губ, оральные гиперкинезы, оральные синкинезии. У детей возникают проблемы с жеванием, глотанием, они поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций, если они есть, дыхания и еды. Эти дети также составляют группу высокого риска по формированию тяжелых речевых расстройств. Следующие периоды речевого развития (6-9 и 9-12 месяцев) характеризуются формированием лепета, а к концу 11-12месяцев – слогов и односложных слов. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. Этот этап характеризуется также усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, совершенствуется функция дыхания, удлиняется произвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. При общей задержке психомоторного развития без грубых симптомов поражения нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление или рудиментарный лепет в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеет место слабость слуховых реакций (недостаточность слухового внимания, затруднение определения источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра). Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой или сенсорной речи. Такие дети представляют группу риска по задержке речевых функций [1, 56]. Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также с целью коррекции, необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положением органов артикуляционного аппарата. Лучше всего использовать игру как основную деятельность детей [2, 23]. Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребёнка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть ласковым и терпеливым – у ребёнка значительно раньше сформируются предпосылки речевого развития. Список литературы 1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 141 с. 2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с. 3. Филичева, Т. Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. – 2008. –№3. – С. 5-9. 4. Эльконин, Б. Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 114 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.009 с.) |