Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития мелкой моторики у детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Старшего дошкольного возраста С нарушениями зрения В настоящее время поиск эффективных форм организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, весьма актуален в рамках совершенствования системы специального образования детей данной категории. Анализ исследований В.З. Денискиной, Н.С. Костючек, Л.Б. Осиповой, Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой позволил выявить, что одним из основных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими зрительный дефект, является развитие у них мелкой моторики [2; 3; 4; 5]. Важность данного направления обусловлена тем, что развитие мелкой моторики для детей с нарушениями зрения является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета, а моторный навык, включающий как микро-, так и макродвижения руки, – составной частью оптимального двигательного стереотипа специализированных движений самого процесса осязательного восприятия и моторных компонентов, необходимых для осуществления ряда действий с предметами окружающего мира. Однако нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями, отличающимися неточностью, несогласованностью, замедленным темпом, проявлением синкинезий, отсутствием самоконтроля, саморегуляции движений [4]. Вместе с тем, педагоги испытывают трудности в организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения по развитию у них мелкой моторики, определении её содержания с учётом индивидуальных возможностей детей, а также особенностей, присущих всем детям с нарушениями зрения. В связи с этим целесообразным и своевременным является составление рекомендаций для педагогов, раскрывающих особенности мелкой моторики детей с нарушениями зрения, специфику организации коррекционной работы в данном направлении. Исходя из выше сказанного, нами совместно со специалистами МАДОУ ДС №422 г. Челябинска была определена тема исследовательского проекта.В рамках проектной деятельности нам необходимо былотеоретически изучить и практически изучить особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Рассматривая вопросы общей и мелкой моторики, Д. Баттерворт, М. Харрис ссылаются на определение И.И. Будницкой. По ее словам, мелкая моторика – это двигательная деятельность, «которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза, умение выполнять точно дозированные целенаправленные действия руками» [1, 226-227]. А.Л. Сиротюкотмечает, что развитие мелкой моторики предполагает развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [6]. Для определения содержания коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, нами были изучены особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением. В ходе констатирующего эксперимента, теоретической основой которого явилась диагностическая методика, составленная Л.Б. Осиповой [4], были выявлены следующие трудности и специфические особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения: скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений, невозможность удержания позы; нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук при выполнении действий с мелкими предметами отмечается; движения и действия детей отличаются нескоординированностью. Характерными особенностями выполнения задания являются недостаточная самостоятельность и необходимость использования помощи педагога. На рисунке 1 представлены обобщенные данные по результатам проведения диагностического исследования. Только 10% детей с нарушениями зрения сумели правильно воспроизвести и удержать все предложенные пальцевые позы, легко справились с выполнением последовательно организованных движений, действий с мелкими предметами. У детей без нарушений зрения этот показатель выше на 40%.
Рис. 1. Распределение детей по уровням развития мелкой моторики
50% и 40% детей соответственно отнесено к среднему уровню. У них отмечались трудности в формировании поз, переносе позы с одной руки на другую, синкинезии, нарушения мышечного тонуса. Недостаточная дифференцированность движений пальцев рук препятствовала согласованности и плавности движений. 40% детей со зрительной патологией, в отличие от 10% детей без зрительной патологии, не смогли в полном объеме выполнить большую часть заданий. Результаты констатирующего эксперимента и анализ литературных источников позволили определить основные направления коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения: - массаж всей руки и ее частей (классический массаж, самомассаж с предметами и без них); - развитие кинетической и кинестетической организации движений в процессе выполнения упражнений для рук и пальцев рук (пальчиковые игры без предмета, с атрибутами, с предметами; игровые упражнения для развития движений руки, кистей и пальцев рук, в основу которых положена система осязательных движений, предложенная С. Геллером); - тренировка мышечного тонуса кистей и пальцев рук, отработка формообразующих движений, развитие умения регулировать направленность, амплитуду и скорость движений при проведении линий в разных направлениях в процессе выполнения упражнений на тренажёрах; - развитие целостного большого движения, согласования его составных частей (выразительные движения, пантомимика, пластика) в процессе выполнения упражнений с лентами, султанчиками, флажками и т.п.; - развитие действий с мелкими предметами; - создание условий для использования выработанных навыков с разнообразными предметами в различных видах деятельности. Организация коррекционной работы в данных направлениях будет способствовать развитию возможности ребенка управлять движениями пальцев и кистей рук с целью создания основы произвольности движений для овладения навыками осязательного обследования предметов, манипулирования предметами, использования этих навыков в деятельности. Список литературы 1. Баттерворт, Д.Принципы психологии развития: перевод с англ. / Д. Баттерворт, М. Харрис.– М.: Когито – Центр, 2000. – 349 с. 2. Денискина, В. З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания / В. З. Денискина, Н. С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45. 3. Моурлот, Л. И.Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учеб.-методич. пособие / Л. И. Моурлот, Л. А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с. 4. Осипова, Л. Б. Методические рекомендациик программе «Развитие осязания и мелкой моторики»– коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под редакцией Л. И.Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с. 6. Сиротюк, А. Л.Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80 с.
С.С. Карпова, Л.Б. Осипова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.01 с.) |