Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У младших слабовидящих школьников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В тифлопедагогике поднимаются вопросы преодоления зрительной недостаточности у младших слабовидящих школьников. Особое внимание при этом уделяется развитию зрительного восприятия при познании окружающего мира. В отечественной психологии учёными (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, М.С. Шехтер) зрительное восприятие рассматривается как сложный, многоуровневый, системный процесс, включающий сенсорную обработку визуальной информации, его оценку, интерпретацию и категоризацию. Роль зрительного восприятия в усилении компенсаторных процессов при слепоте и слабовидении теоретически обоснована в трудах М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, А.И. Каплан. Однако в настоящее время можно назвать лишь единичные научные исследования (Л.П. Григорьева, Л.А. Ремезова), в которых бы ставилась задача определения уровня развития зрительного восприятия у младших слабовидящих школьников. Учёными (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, М.С. Шехтер, У. Найссер) было установлено, что зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств. Предметность – отражение в формирующихся образах признаков и функций объектов внешнего мира. Избирательность восприятия – выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Целостность – формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Константность – способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов. Апперцепция – связь восприятия с прошлым опытом, влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия. Антиципация – качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта ещё до того, как он полностью будет воспринят. Обобщенность восприятия – абстрагирование от случайных признаков, элементов, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории. Анализ исследований показал, что у младших слабовидящих школьников имеются трудности в формировании свойств зрительного восприятия. Зрительная депривация ведет к замедленному и своеобразному его формированию у данной категории детей. Своеобразие проявляется в схематизме зрительных образов, фрагментарность восприятии (внешний мир выглядит как нечто, состоящее из отдельных кадров), неполное и неточное отражение в сознании внешнего мира, нарушение механизмов различения сенсорных признаков. В результате необходима коррекционно-развивающая работа по развитию свойств зрительного восприятия. I. С целью формирования предметности зрительного восприятия детей необходимо обучать выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходства и различия. Предлагать ребёнку найти в рядах, состоящих из пяти, семи, десяти изображений, соответствующее определённому предмету изображение, подобрать к ряду изображений ряд предметов. Важной задачей является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога. Также необходимо обучать опознанию предмета при предъявлении его отдельных частей. Коррекционно-развивающая работа по развитию предметности восприятия включает следующие направления: 5. обучение действиям идентификации объектов; 6. поиск одинаковых и разных изображений; 7. выделение одинаковых и различных объектов среди нескольких похожих изображений; 8. группировка нескольких объектов вокруг одного образца; 9. поиск заданного элемента в системе. К каждому из направлений нами были подобраны варианты заданий, дидактических игр и упражнений. 1. Обучение действиям идентификации объектов: нахождение парных объектов одинаковых по цвету (форме, величине, пространственному расположению, количеству элементов), соотнесение предмета и предметного изображения, идентификация предметных силуэтных и контурных изображений, нахождение парных контурных изображений, нахождение парных гетерохромных изображений. 2. Поиск одинаковых и разных изображений: выбор одного отличающегося рисунка, поиск двух одинаковых рисунков, нахождение двух рисунков, отличающихся как между собой, так и от трёх (4-5) остальных рисунков, определение трёх одинаковых рисунков, поиск трёх отличающихся рисунков. 3. Выделение одинаковых и различных объектов среди нескольких похожих изображений: выбор пары одинаковых предметов, предметных изображений из нескольких незначительно отличающихся; нахождение пар с одним отличающимся признаком из нескольких незначительно отличающихся изображений; поиск пар с двумя отличающимися признаками из нескольких незначительно отличающихся изображений; нахождении пар с тремя отличающимися признаками из нескольких незначительно отличающихся изображений; выбор пар с четырьмя отличающимися признаками из нескольких незначительно отличающихся изображений. 4. Группировка нескольких объектов вокруг одного образца: группировка объектов вокруг увеличивающегося количества образцов; группировка объектов, сходных с образцом; группировка объекта вокруг образца, указывающегося на родственную принадлежность; группировка разноцветных предметных изображений вокруг силуэтного образца (и наоборот); группировка разноцветных предметных изображений вокруг контурного образца (и наоборот); группировка силуэтных предметных изображений вокруг контурного образца (и наоборот), группировка предметов по представляемому образцу и по словесному заданию без образца. 5. Поиск заданного элемента в системе: осуществление выбора из объектов, расположенных в сериационном ряду, осуществление выбора из объектов, расположенных в классификационной матрице; осуществление выбора из объектов, расположенных в сериационном ряду или классификационной матрице по представляемому образцу. II. При формировании целостности зрительного восприятия необходимо развивать умения и навыки аналитического восприятия. На самых первых коррекционных занятиях педагогу нужно организовать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребёнка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности ещё незавершенного процесса восприятия. Далее педагог обучает ребёнка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, то есть последовательное, развёрнутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Оно может быть разделено на части, и ребёнок знакомится с сенсорными характеристиками частей, их отношениями по величине, расположению в пространстве. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. При этом зрительная система, не разрушая первоначальную целостность, обрабатывает отдельные фрагменты изображения, и тем самым анализирует его структуру. Также необходимо использовать знания ребёнка об общих свойствах данного класса объектов в процессе восприятия одного из них (операция конкретизации). Обучение приёмам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с нарушениями зрения может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов. Таким образом, формирование целостности восприятия в процессе обучения включает три этапа: - первоначальное восприятие изображения как единого целого; - восприятие в целом его структуры и свойств; - более полное и совершенное восприятие целого с его структурой и деталями. Направления коррекционно-развивающей работы по развитию целостности зрительного восприятия: 1. составление целого изображения из его частей; 2. нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений; 3. опознание объекта по отдельным частям; 4. зрительный поиск по образцу и по памяти целого (заданного изображения) среди нескольких; 5. зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков в воспринимающих полях, содержащих от трёх до десяти изображений. К каждому из направлений нами были подобраны варианты заданий, дидактических игр и упражнений. 1. Составление целого изображения из его частей: составление картинок с изображением какого-либо объекта (животные, птицы, растения), сюжета по цветному образцу из деталей, количество которых соответствует (не соответствует) целому изображению; составление двух (трёх и более) предметных картинок, когда детали этих картинок предъявляются ребёнку в перемешанном виде; составление двух (трёх и более) картинок из перемешанных деталей, отличающихся по величине, форме; составление картинок по их кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному словесному описанию, без указания на объект (объекты), который нужно выкладывать; составление картинок за определённое время. Вначале ребёнок составляет изображение по образцам, находящимся в его поле зрения. На следующем этапе педагог показывает ребёнку образец, просит запомнить это изображение, убирает его из поля зрения и затем ребёнок составляет изображение по образцу-представлению. После этого ребёнок сравнивает собранное им изображение с оригиналом, находит и исправляет в нём ошибки. Необходимо научить составлять ребёнка изображение по словесному описанию педагога. 2. Важно при формировании целостности зрительного восприятия использовать приём нахождения и дополнения недостающих фрагментов изображений: определи, откуда вырезаны «кусочки» картинки (в качестве образца используется картинка с цветным (силуэтным, контурным) предметным и сюжетным изображением); какой «кусочек» не подходит к картинке, лото-вкладки. 3. Опознание объекта по отдельным частям: узнавание объекта по существенным опознавательным признакам – домашние и дикие животные (рога, хвост, лапы), птицы (клюв, крылья, лапы), насекомые (крылья), растения (листья, плоды); опознание объекта по части картинки, на которой изображена часть с существенными опознавательными признаками и менее существенными. 4. Зрительный поиск по образцу и по памяти целого (заданного изображения) среди нескольких: нахождение целого гетерохромного объекта заданного сочетания цветов (заданной формы, величины, пространственного расположения) среди нескольких имеющих значительные (незначительные) отличия; зрительный поиск целого силуэтного, контурного предметного изображения среди нескольких имеющих значительные (незначительные) отличия; определение целого изображения среди нескольких незаконченных изображений (без одного, двух фрагментов). 5. Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков в воспринимающих полях, содержащих от трёх до десяти изображений: различение объектов в зависимости от сочетания двух и более свойств в пределах одного признака; различение объектов по сочетанию двух-пяти различных признаков (цвет, форма, величина, пространственные отношения, количество). III. При развитии константности зрительного восприятия используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления. Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображение разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на большом расстоянии от глаз. Направления коррекционно-развивающей работы по развитию константности зрительного восприятия: 1. локализация объектов из множества однородных и разнородных окрашенных (силуэтных, контурных); 2. установление реальных размерных отношений различных групп предметов; 3. формирование механизмов оценки глубины пространства (понимание законов перспективы, определение перспективных ошибок, создание сюжетов с учётом законов перспективы); 4. формирование механизмов оценки удалённости предметов от глаз (определение расстояния до предмета, между 2-5 предметами, расположенными в одном и разных направлениях); 5. узнавание предметов, изображённых в фас, профиль, полупрофиль, с различным разворотом; 6. сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения; 7. восприятие сложных гетерохромных рисунков (понимание контрастности восприятия). К каждому из направлений подобраны специальные задания, иры и упражнения. 1. Локализация объектов из множества однородных и разнородных окрашенных (силуэтных, контурных): поиск предметов, предметных изображений, отличающихся по одному какому-либо признаку: цвету, форме, величине, положению в пространстве; поиск предметов, предметных изображений по сочетанию нескольких признаков одновременно. 2. Установление реальных размерных отношений различных групп предметов: в окружающем мире есть предметы разной величины; сравни по величине предметы; сопоставь по величине различные группы предметов; определи, какой по величине натуральный объект; узнай объект по величине; угадай, чей это домик; определи разницу в величине. 3. Формирование механизмов оценки глубины пространства (понимание законов перспективы, определение перспективных ошибок, создание сюжетов с учётом законов перспективы). Перед тем как выполнять задания педагог ребёнку объясняет правила: - чем ближе предмет, тем он кажется больше такого же по величине, но находящегося на заднем плане; - ближние предметы часто закрывают дальние; - основание ближнего предмета в рисунке всегда ниже основания удалённого. Варианты заданий: «ближе – дальше», «выложи картинку», «что неправильно изобразил художник», «неправильная картинка», «найди ошибку». 4. Формирование механизмов оценки удалённости предметов от глаз (определение расстояния до предмета, между 2-5 предметами, расположенными в одном и разных направлениях): назови предмет, расположенный ближе (дальше); определи точно расстояние до предмета; «что стало не так»; определи отличия; найди такой же рисунок; выбери предметы, которые находятся на одинаковом расстоянии. 5. Узнавание предметов, изображённых в фас, профиль, полупрофиль, с различным разворотом: узнай изображение; сравни изображения; узнай силуэтные изображения; соотнеси силуэтный образ с реальным объектом; узнай контурные изображения; соотнеси контурные изображения с цветными натуральными изображениями. 6. Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения: кто быстрее найдёт нужную картинку; найди лишнюю картинку; наведи порядок; дорисуй картинку; нарисуй картинку, которой не хватает. 7. Восприятие сложных гетерохромных рисунков (понимание контрастности восприятия): изобрази солнечный яркий день; нарисуй улицу в вечернее время; улица города в лучах заката; отрази в рисунке вечер; используй тёплые и холодные тона, изобрази лес вдали; скоро будет дождь, нарисуй это. Педагог объясняет детям, как в зависимости от яркости источника света в некоторой степени может изменяться окраска объектов. Солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их жёлтыми тонами. В вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красноватый оттенок. Глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта; тени на светлом фоне – голубые, а глубокие тени – темно-синие. Подбор и многократный разбор рисунков в разных условиях демонстрации позволит сформировать у детей константность зрительного восприятия форм и окрасок сложных изображений. IV. Формирование обобщенности зрительного восприятии осуществляется в ходе последовательного выполнения заданий (от простого к более сложному): 1. группировка предметов, предметных изображений по одному отдельному признаку; 2. группировка предметов, предметных изображений по двум и более признакам; 3. группировка предметов, предметных изображений по комплексу видовых и родовых признаков; 4. группировка предметов, предметных изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребёнок запомнил); 5. группировка предметов, предметных изображений по словесному заданию без образца; 6. осуществление обобщения нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам. Варианты заданий, дидактических игр и упражнений: 1. Группировка предметов, предметных изображений по одному отдельному признаку: «собираем урожай»; найди то, что подходит; найди то, что покажу. 2. Группировка предметов, предметных изображений по двум и более признакам: разложи в группы по-разному; найди ошибку. 3. Группировка предметов, предметных изображений по комплексу видовых и родовых признаков. Найти сходства и различия; выделять и обозначать словом общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом. Задания: «Кто, где живёт?», «Что, где растёт?», разложи в группы. 4. Группировка предметов, предметных изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребёнок запомнил) - обобщение и категоризация по классам, по функциональным признакам. Задания: узнай и отбери; вспомни и распредели по группам; найди ошибку; внеси изменения; вспомни, как было. 5. Группировка предметов, предметных изображений по словесному заданию без образца: цепочка слов; я знаю пять названий цветов (овощей, фруктов и др.); я назову предметы, а ты подбери слово. 6. Осуществление обобщения нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам: распредели в группы; я начну, а ты дополни; кто внимательнее; сколько здесь разных групп; я вижу здесь две разные группы объектов, а ты? Овладение детьми способами группировки окружающих объектов тесно связано с вопросом об особенностях выработки у них понятий, с их объединением на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначением образованной группы словом. V. Одной из важных задач в развитии зрительного восприятия является обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. Коррекционно-развивающая работа по развитию апперцепции и антиципации зрительного восприятия включает следующие направления: 1. опознание контурных законченных и незаконченных изображений; 2. опознание наложенных контурных изображений; 3. опознание «зашумлённых» изображений; 4. дорисовывание изображений по образцу, представлению; 5. опознание перечёркнутых изображений (в условиях маскировки); 6. опознание сложных изображений по их частям с разной информативной значимостью; 7. восприятие и понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Варианты заданий, дидактических игр и упражнений. 1. Опознание контурных законченных и незаконченных изображений: выбор контурного изображения по образцу (по кратковременной экспозиции образца, слову-названию, словесному описанию); наложение силуэта на контур; совмещение силуэта с контуром способом зрительного соотнесения; идентификация неполных контурных изображений, симметричных, асимметричных. 2. Опознание наложенных контурных изображений: найди заданное контурное изображение по образцу (по кратковременной экспозиции образца, по слову-названию, по точному словесному описанию); обведи карандашом нужного цвета контур заданного объекта в соответствии с его реальным цветом в реальной обстановке; определи ошибки, допущенные в контурных наложенных изображениях; выбери объекты, принадлежащие одному родовому понятию; найди лишний объект по родовой принадлежности; установи отношения порядка; определи точное количество объектов; сравни два рисунка и определи заданное количество отличий; сравни два рисунка и определи отличия в пространственном расположении объектов; найди объекты, находящиеся в указанном пространственном положении. 3. Опознание «зашумлённых» изображений: назови изображение, узнай, что здесь изображено. 4. Дорисовывание изображений по образцу, представлению: дорисовывание отдельных частей объекта; предметов прямолинейного контура одной линией, которая обрисовывает предмет и составляющие его части; объектов разных видов одного рода; объектов с передачей особенностей движений объекта; простых симметричных изображений; симметричных изображений более сложной формы; простых несимметричных изображений; несимметричных изображений более сложной формы; изображений на нелинованном листе бумаги; разлинованном листе бумаги в клетку. 5. Опознание в условиях маскировки (перечёркнутого изображения), которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в воспринимающем поле. Степень маскировки может быть различной. Ребёнку даётся задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом. 6. Опознание сложных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простой способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечко», которое последовательно накладывается на разные части изображений. 7. Восприятие и понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом: что здесь изображено; что напутал художник; что здесь не так; узнай и назови; посмотри, запомни, расскажи. Таким образом, коррекционная работа по развитию свойств зрительного восприятия способствует формированию, коррекции и компенсации зрительных образов у младших слабовидящих школьников.
Список литературы 1. Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие /Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. – М.: Научно-исследовательский институт дефектологии, 1990. 2. Григорьева, Л. П. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / Л. П. Григорьева [и др.]; под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Город, 1999. 3. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие / А. Г. Литвак. – СПб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. – 270 с. 4. Никулина, Г. В. Развитие зрительного восприятия / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Акулич Ксения Сергеевна – студентка 1 курса магистратуры, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» Алешинцева Ирина Владимировна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения, воспитатель МБДОУ д/с компенсирующего вида № 24, г. Снежинск Базикова А.С. – студентка 1 курса магистратуры, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» Базутка Юлия Николаевна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Байбулатова Разиля Загировна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Батина Ольга Валерьевна – студентка 5 курса специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Специальная психология» Бахтиярова Лилия Салаватовна – выпускница Оренбургского государственного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагогика», г. Оренбург Бысова Ксения Сергеевна– студентка 3 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Варфоломеева И.В. – студентка 3 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Образование детей с задержкой психического развития», воспитатель МБДОУ № 111 Велижанцева Анастасия Сергеевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Вершинина Ксения Константиновна – студентка 3 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Воронина Е.А.– выпускница заочного отделения по специальности «Олигофренопедагогика», воспитатель МДОУ компенсирующего вида №448, г. Челябинск Гаврилова Марина Викторовна – студентка 1 курса магистратуры, профиль программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», группа 641-М; учитель-дефектолог МАОУ СОШ № 30 (филиал), г. Челябинск Геранина Вера Сергеевна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Давлетшина Елена Олеговна – студентка 3 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Даниленко Стелла Владиславовна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения», старший воспитатель МБДОУ д/с № 15, г. Челябинск Дегтярёва Ольга Владимировна – выпускница Оренбургского государственного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагогика», г. Оренбург Долгополова Влада Сергеевна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Дружинина Лилия Александровна – к.п.н. доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Зуева Татьяна Юрьевна – студентка 5 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Ибрагимова Ольга Константиновна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Ильина Ирина Сергеевна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Карпова Светлана Сергеевна – студентка 5 курса специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения»; педагог МБОУ «Начальная школа – детский сад №82», г.Златоуст Картавкина Любовь Сергеевна – студентка 3 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Ковалева Алёна Александровна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Кожевникова Анна Васильевна – студентка 5 курса отделения заочного образования, специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология» Козарева Наталья Валерьевна – студентка 1 курса магистратуры, зам. зав. по УМР МБДОУ детский сад комбинированного вида № 263 Козлова Анастасия Алексеевна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Кольцова Юлия Павловна – студентка 5 курса отделения заочного образования, специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология», педагог дополнительного образования МБУДОД ЦДТ Курчатовского района г. Челябинска Комлева К.Н. – студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения Лапшина Любовь Михайловна – к. б. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Лиманская Яна Михайловна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», учитель-логопед МБДОУ № 131, г. Челябинск Лузянина Александра Александровна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Лысова Анна Анатольевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Лысюк Валентина Николаевна – студентка 5 курса специальности «Тифлопедагогика» заочной формы обучения Магасумова Радмила Раилевна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Мельник Екатерина Викторовна – студентка 5 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Меренкова Виктория Владимировна – студентка 1 курса магистратуры заочной формы обучения, профиль «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», учитель-дефектолог МАОУ СОШ № 73, г. Челябинск Мокина Марина Евгеньевна –студентка 1 курса магистратуры, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» Мудряк Анастасия Николаевна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Мурзина Л. – Выпускница «Оренбургского государственного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагогика», г. Оренбург Набеева Айгуль Ражаповна – студентка 3 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Назарова Л.Л. – студентка 1 курса магистратуры заочной формы обучения, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» Новоселова Наталья Викторовна – студентка 1 курса магистратуры заочной формы обучения, программа «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» Осипова Дарья Сергеевна – студентка 5 курса специальности «Сурдопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Осипова Лариса Борисовна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Островская Оксана Юрьевна – студентка 5 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Пименова Ирина Борисовна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Плескачёва Галина Николаевна – студентка 3 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Плотникова Елена Вячеславовна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Поддубная Ульяна Михайловна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения», учитель начальных классов МБОУ лицей № 6, г. Миасс Резникова Елена Васильевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Ридная Полина Михайловна – студентка 3 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Савченко Надежда Михайловна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения» Самойлова Татьяна Сергеевна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Серебрякова Светлана Андреевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Соловьёва Дарья Сергеевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Специальная психология» Сошникова Наталья Григорьевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, декан факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета Тарасова Наталья Юрьевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Темник Наталья Борисовна – студентка 5 курса специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения» Теплых Мария Юрьевна – студентка 3 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Ткачук Екатерина Владимировна – студентка 3 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия» Файзуллина Юлия Фаритовна – студентка 5 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения», учитель-логопед МБДОУ д/с № 360, г. Челябинск Федянина Наталья Михайловна – выпускница Оренбургского государственного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагогика», г. Оренбург Фролова Юлия Игоревна – студентка 3курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения Чухланцева Мария Александровна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Шамитова Айгуль Азатовна – студентка 3 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Шереметьева Елена Викторовна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Шерстобитова Ирина Андреевна – студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика» Щербак Светлана Геннадьевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Щербакова Мария Алексеевна – студентка 2 курса магистры заочной формы обучения, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», учитель-дефектолог МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, г. Челябинск Щербинина Лидия Андреевна – студентка 1 курса магистратуры очной формы обучения, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.017 с.) |