Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Года жизни с проблемами в овладении речьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшим механизмом становления ребенка как личности является коммуникация, основным средством которой является речь. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности ребенка и взрослого. В последние десятилетия наблюдается высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Изучение вопроса становления речи детей раннего возраста играет важную роль в воспитании детей, а особенно детей с проблемами в овладении речью с целью раннего выявления и профилактики речевых нарушений. Это определило актуальность выбранной нами проблемы. В связи с этим нами было организовано и проведено исследование, основной целью которого стало теоретическое изучение развития языковой коммуникации детей 3 года жизни с проблемами в овладении речью. Реализовать задачи исследования позволил выбранный нами метод исследования: анализ литературы по обозначенной проблеме. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили коммуникацию как специфическую форму взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи, осуществляемую в форме вербального и невербального общения. Наиболее близким к слову «коммуникация» по значению является русское слово «общение». А.С. Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение осуществляется разными средствами: - вербальное общение (знаковое) – осуществляется с помощью слов; - невербальное общение – средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Т.Г. Винокур говорил, что вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. В свою очередь, язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.). Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако необходимо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. В ходе анализа теоретической литературы мы определили средства языковой, т.е. речевой коммуникации, а также компоненты речевой системы, к которым относятся словарь, звуковой состав и грамматический строй. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Мы проанализировали развитие языковых средств коммуникации в раннем возрасте и сделали следующие выводы. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, пассивный и активный словарь и грамматический строй. По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, создающие основу образования понятий. Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее происходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому. По мнению О.В. Правдиной, развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Формирование грамматического строя речи имеет свои особенности и закономерности. А.Н. Гвоздев с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяет 3 периода формирования грамматического строя речи: I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.); II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. – 3 года); III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. В раннем возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребёнка, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. В отечественной психологии доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. М.И. Лисина отмечает, что от характера отношений ребёнка с окружающим миром во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что дети с проблемами в овладении языковыми средствами коммуникации обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка. Это, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания. Важно отметить, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени; как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка. Также у детей с проблемами в овладении речью на третьем году жизни нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. По мнению Т.Е. Филичевой, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Современные методы диагностики отклонений детей в развитии позволяют выявить проблемы овладения речью в раннем возрасте. Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Ранняя диагностика позволяет добиться значительных успехов в формировании личности детей с проблемами в овладении речью. Для изучения проявлений проблем в овладении речью у детей раннего возраста используются экспериментальные методики, позволяющие выявить: - уровень восприятия речи взрослого; - понимание речи; - состояние звукопроизношения; - вид деятельности, формы общения и уровень инициативности; - уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения. Список литературы 1. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. – М.: Наука, 1993. – 158 с. 2. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.:Детство-пресс, 2007. – 472 с. 4. Глухов, В. П., Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. – М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с. 5. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. 6. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 128 с. 7. Золотнякова, А. С. Проблемы психологии общения: социальный и личностный типы общения: профессиональные, познавательные и генетические аспекты: Учебное пособие по спецкурсу / А. С. Золотнякова. – Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1976. – 148 с. 8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 9. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.) |