Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Года жизни с проблемами в овладении речью

Поиск

Важнейшим механизмом становления ребенка как личности является коммуникация, основным средством которой является речь. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности ребенка и взрослого.

В последние десятилетия наблюдается высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Изучение вопроса становления речи детей раннего возраста играет важную роль в воспитании детей, а особенно детей с проблемами в овладении речью с целью раннего выявления и профилактики речевых нарушений. Это определило актуальность выбранной нами проблемы.

В связи с этим нами было организовано и проведено исследование, основной целью которого стало теоретическое изучение развития языковой коммуникации детей 3 года жизни с проблемами в овладении речью.

Реализовать задачи исследования позволил выбранный нами метод исследования: анализ литературы по обозначенной проблеме.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили коммуникацию как специфическую форму взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи, осуществляемую в форме вербального и невербального общения.

Наиболее близким к слову «коммуникация» по значению является русское слово «общение». А.С. Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение осуществляется разными средствами:

- вербальное общение (знаковое) – осуществляется с помощью слов;

- невербальное общение – средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

Т.Г. Винокур говорил, что вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. В свою очередь, язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако необходимо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима.

В ходе анализа теоретической литературы мы определили средства языковой, т.е. речевой коммуникации, а также компоненты речевой системы, к которым относятся словарь, звуковой состав и грамматический строй. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны.

Мы проанализировали развитие языковых средств коммуникации в раннем возрасте и сделали следующие выводы.

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, пассивный и активный словарь и грамматический строй.

По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, создающие основу образования понятий. Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее происходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому.

По мнению О.В. Правдиной, развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Формирование грамматического строя речи имеет свои особенности и закономерности. А.Н. Гвоздев с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяет 3 периода формирования грамматического строя речи: I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.); II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. – 3 года); III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. В раннем возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребёнка, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

В отечественной психологии доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина,     В.С. Мухина, А.С. Рузская и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт.

М.И. Лисина отмечает, что от характера отношений ребёнка с окружающим миром во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что дети с проблемами в овладении языковыми средствами коммуникации обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка. Это, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Важно отметить, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени; как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Также у детей с проблемами в овладении речью на третьем году жизни нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

По мнению Т.Е. Филичевой, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Современные методы диагностики отклонений детей в развитии позволяют выявить проблемы овладения речью в раннем возрасте. Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Ранняя диагностика позволяет добиться значительных успехов в формировании личности детей с проблемами в овладении речью.

Для изучения проявлений проблем в овладении речью у детей раннего возраста используются экспериментальные методики, позволяющие выявить:

- уровень восприятия речи взрослого;

- понимание речи;

- состояние звукопроизношения;

- вид деятельности, формы общения и уровень инициативности;

- уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения.

Список литературы

1. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. – М.: Наука, 1993. – 158 с.

2. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.:Детство-пресс, 2007. – 472 с.

4. Глухов, В. П., Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. – М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.

5. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

6. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 128 с.

7. Золотнякова, А. С. Проблемы психологии общения: социальный и личностный типы общения: профессиональные, познавательные и генетические аспекты: Учебное пособие по спецкурсу / А. С. Золотнякова. – Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1976. – 148 с.

8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

9. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.11.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.)