Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление [3]. Л.С. Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи» [2]. Графо-моторные возможности – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированные графо-моторные возможности позволяют писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированные – создают комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Известный ученый А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга [2]. Общее недоразвитие речи – термин психолого-педагогической классификации. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [1]. Графо-моторные возможности данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для овладения письмом как графо-моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой [5]. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные преставления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой, артикуляционной. Согласно данным психологов и физиологов, у детей с ОНР графо-моторные возможности сформированы слабо или недостаточно, слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястьев и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координаций тонких движений рук [6]. Если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных возможностей, в дальнейшем, в школе, у детей появляются ошибки при письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющие одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма; ошибки в виде слитного написания слов в предложении. Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки на письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки. Графо-моторная деятельность требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графо-моторными навыками [4]. Таким образом, очевидно, что уровень развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня является препятствием на пути формирования графо-моторных возможностей у дошкольников. Для овладения этими навыками в полной мере в головном мозге должны находиться в состоянии готовности определенные специфические сферы головного мозга, сформированы психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация и пространственное мышление. У детей с ОНР III уровня наблюдается не только недостаточность в устойчивости и объеме внимания, ограниченные возможности его распределения, но и отставание в развитии двигательной сферы, а именно, недоразвитие мелкой моторики. Что в дальнейшем может привести нарушению письма – дисграфии. Изучение графо-моторных навыков проводится по следующим параметрам: - ведущая рука; - мелкая моторка; - пространственные представления; - зрительное восприятие; - графический навык. Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму: - нормализация мышечного тонуса; - развитие двигательных функций руки; - нормализация оптико-пространственных ориентировок; - работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв. Список литературы 1. Беккер, К. А. Логопедия / К. А. Беккер, М. П. Совак. – М.: 1981. – 288 с. 2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: «Лабиринт», 1996. – 416 с. 3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 205 с. 4. Моисеева, Л. О. О подготовке руки к письму / Л.О. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 33-44. 5. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 2-е изд. – М.: 1995. – 576 с. 6. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Е. Р. Светлова. – М.: 2001. – 71 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.007 с.) |