Основная направленность
| Основная группа здоровья
| С нарушениями зрения
|
Баскетбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
| Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)___________
| Исключить остановку прыжком и выполнение ускорений в среднем темпе.
|
На освоение ловли и передачи мяча
| Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)
| При выполнении заданий в парах, тройках, квадрате или круге расстояние между учащимися сокращается и подбирается индивидуально с использованием ориентиров.
|
На освоение техники ведения мяча
| Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости
Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой
| Исключить ускорения, упражнения выполняются в среднем темпе.
|
На овладение техникой бросков мяча
| Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника и с сопротивлением. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м
| Уменьшить расстояние до кольца индивидуально.
Прослеживание глазами за мячом.
|
На освоение индивидуальной техники защиты
| Вырывание, выбивание и перехват мяча
| Предполагает работу в паре с учащимся основной группы, хорошо освоившим технику индивидуальной защиты.
|
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинация из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок
| Предполагает работу в паре с учащимся основной группы, хорошо освоившим технику владения мячом и умеющим контролировать правильность выполнения упражнения.
|
На закрепление техники перемещений владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
| Предполагает работу в паре с учащимся основной группы, хорошо освоившим технику владения мячом и умеющим контролировать правильность выполнения упражнения
|
На освоение тактики игры.
| Тактика свободного нападения
Позиционное нападение (5:0) без изменения и с изменением позиций игроков.
Нападение быстрым прорывом.
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»
| Осуществление подстраховки, следить за дистанцией.
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
| Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3
| Исключить
Учащиеся оказывают помощь в судействе.
|
Волейбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
| Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)
| Выполнение упражнения в индивидуальном темпе.
Ускорения заменить на выполнение упражнений в среднем темпе.
|
На освоение техники приема и передачи мяча
| Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку.
| Мяч должен быть яркого цвета.
Прослеживание глазами за мячом.
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
| Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3)
| Мяч яркого цвета.
|
На развитие координационных способностей
| Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3
| Исключить челночный бег без ведения мяча. Индивидуальный подбор расстояния при метании в цель и размер цели.
|
На развитие выносливости
| Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры.
| Контролировать пульсовой режим. Осуществлять подстраховку учителем и учащимися.
|
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей
| Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
| Выполнение упражнения в среднем темпе. Контролировать пульсовой режим.
|
На освоение техники нижней прямой подачи
| Нижняя прямая подача мяча через сетку
| Индивидуальный подбор расстояния при выполнении подачи мяча через сетку.
|
На освоение техники нападающего удара
| Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером
| Индивидуальный подбор дистанции
|
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар
| Индивидуальный подбор дистанции
|
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие коор-динационных способностей
| Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом
| Выполнение упражнений в полном объеме.
|
На освоение тактики игры
| Тактика свободного нападения
Позиционное нападение с изменением позиций игроков (6:0)
| Индивидуальный подбор дистанции.
|
На знания о физической культуре
| Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите) Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
| Выполнение упражнений в полном объеме.
|
На овладение организаторскими умениями
| Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
| Выполнение упражнений в полном объеме.
|
Самостоятельные занятия
| Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.
| Упражнения для снятия напряжения глаз и укрепления мышц глаза
|
Анализируя программный материал раздела «Спортивные игры» можно сделать вывод, что упражнения данного раздела имеют небольшое количество ограничений для выполнения их детьми с нарушениями зрения. Индивидуальная коррекционная помощь будет заключаться в подборе дистанции при выполнении упражнений с мячом, а также применении щадящего режима в осуществлении игровой деятельности, осуществление помощи в судействе во время игры, включение в структуру урока специальных упражнения для снятия напряжения глаз и укрепления мышц глаза. Пропедевтическая работа заключается в разучивании новых упражнений в медленном темпе и знакомстве со спортивными площадками.
Остановимся на анализе содержания программного материала по гимнастике с элементами акробатики (таблица 7).