Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Н. Комлева, Н.Г. Сошникова

Поиск

Специфика работы по развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей     младшего школьного возраста на уроках математики

В системе образования России ведущие позиции занимает обучение детей с проблемами в развитии. Проблема исследования мышления детей с нарушением слуха в настоящее время является актуальной, так как напрямую связана с успешностью их обучения, от результатов которого зависит их социальная адаптация. Совершенствование процесса школьного обучения на современном этапе требует улучшения психологического изучения школьников, своевременного обнаружения пробелов в развитии мышления на протяжении всех лет обучения в школе. На этой основе возможен выбор эффективных путей устранения выявленных недостатков.

Для построения педагогического процесса, решающего задачи коррекции развития детей с нарушениями слуха, необходимо детальное изучение познавательных процессов школьников. Психологическое исследование мышления учащихся с нарушенным слухом, выявление индивидуальных особенностей должно послужить основой для дифференцированного подхода в обучении этой категории детей. Поиски путей совершенствования образования детей с нарушением слуха неразрывно связаны с разработкой методов интенсификации процесса обучения, направленных на дальнейшее развитие их речи и словесно-логического мышления. Успехи в этих направлениях будут способствовать улучшению усвоения материала школьной программы, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства и приведут к успешной интеграции лиц с нарушением слуха в обществе.

В сурдопедагогике и сурдопсихологии основу разработки проблемы коррекции нарушенного развития ребёнка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского. Опираясь на системный поход к анализу структуры дефекта, следует оценивать причинную обусловленность изменения развития у такого ребёнка с учётом первичного дефекта, который обуславливает целый ряд нарушений, различных по своему характеру, силе и значимости. Однако общим для таких детей является то, что возникшие на том или ином этапе онтогенеза нарушения оказывают влияние на процесс его дальнейшего развития.

В сурдопсихологии изучению мышления глухих и слабослышащих учащихся младшего школьного возраста посвящено немало работ (В.А. Борисова, Т.А. Власова, А.П. Розова, Т.А. Григорьева, Т.В. Розанова. И.М. Соловьёв,  Л.И. Тигранова, М.И. Ушакова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова). Исследованию особенностей мышления слабослышащих детей, изучению вопросов решения ими учебных задач по предметам математического цикла посвящены единичные работы (А.П. Розова, Г.А. Григорьева, Т.В. Розанова, Т.К. Стуре).

Проблемы изучения и развития словесно-логического мышления, выявление его особенностей у младших школьников с нарушенным слухом являются актуальными в современной специальной психологии, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Миасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей».В исследовании принимали участие семь учащихся в возрасте семи лет, диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени. 

Мы использовали методики обследования словесно-логического мышления Т.В. Розановой, С.Д. Забрамной, О.В. Боровик и И.Ю. Левченко. Данные методики предназначены для обследования детей в возрасте от 6 лет и старше. Исследование детей экспериментальной группы проводилось в октябре 2012 года.

Анализируя результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы на констатирующем этапе, мы выявили ряд особенностей:

- у детей возникли трудности при выполнении заданий методик «Простые аналогии», «Сравнение понятий»; отмечались снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения заданий;

- большинство детей затруднялось в сравнении понятий; они не смогли делать соответствующие выводы;

- зачастую понимали смысл проблемной ситуации, но выразить её в речи самостоятельно, в особенности в развёрнутой форме, затруднялись;

- в своих высказываниях дети описывали конкретные детали на картинке, зацикливаясь на них; большинству детей было недостаточно общей инструкции и наводящих вопросов;

- ответы детей в целом были недостаточно чёткими и, в основном, односложными.

Результаты проведенного обследования показали, что специальная целенаправленная работа с детьми экспериментальной группы по развитию словесно-логического мышления необходима, и осуществлять ее мы планировали в процессе проведения уроков математики.

Формирующий эксперимент по развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста проводился в течение 4 месяцев, при этом соблюдались следующие условия:

- учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося, основанный на изучении уровня сформированности словесно-логического мышления;

- формирование у младших школьников положительной мотивации при изучении математики;

- включение на уроках математики и в процесс всей учебной деятельности комплекса упражнений, направленных на формирование словесно-логического мышления.

Эффективность обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста на уроках математики во многом зависит от внешней организации и внутренней направленности учебного процесса.

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении слабослышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний. Успехи, достигнутые в овладении словесной речью и в усвоении математических знаний, содействуют развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности оказывает влияние на формирование у слабослышащих детей системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.

С учетом вышесказанного мы выделили следующие пути повышения уровня математической подготовки слабослышащих детей, сочетающие в себе принципы как общего, так и специального образования:

- упорядоченное сочетание использования достаточного уровня наглядности и различных форм речи (устной, письменной, жестовой);

- развитие активной математической речи и логического мышления учащихся;

- формирование навыков учебной деятельности.

В нашем исследовании мы использовали следующие методические приемы работы (по В.А. Мельниковой) по включению слабослышащих детей в деятельность:

- снижение темпа (темп адаптируется к способностям ребенка) изучения программного материала, подача информации небольшими порциями;

- организация обучения на основе потенциальных возможностей «особого ребенка»;

- использование второстепенных средств обучения;

- использование приемов дополнительных объяснений;

- адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого ученика»;

- использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, наказания, акцентирования внимания на недостатках;

- включение «особого» ученика в коллективную, групповую деятельность, работу в парах;

- предпочтение индуктивному пути познания знаний (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному);

- оказание помощи при ответах (при необходимости использование кратких конспектов, ответов, источников информации);

- предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля;

- структурирование изучаемого материала с использованием сигнальных опор;

- соблюдение охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутки, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости;

- уменьшение дозировки домашнего задания по сравнению с обычными учениками класса;

- использование компьютерных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.009 с.)