Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С тяжёлыми нарушениями зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный период реформирования специального образования выдвигает на первый план проблему реализации инклюзивного обучения в системе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребёнка, среди которых особое место занимают дети с нарушениями зрения. Процесс вхождения в общеобразовательную систему возможен только в условиях медико-психолого-педагогического сопровождения, о чём говорят многие исследователи в области коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.). В этом случае инклюзивное обучение обеспечит ребёнку соответствующий объём знаний, навыков и умений социально-адаптивного поведения для успешной социальной адаптации, при этом коррекционно-развивающее обучение чаще всего имеет индивидуальную форму. Основным принципом инклюзии является гибкость построения всего процесса обучения, обеспеченность специалистами, отвечающими за оказание коррекционно-развивающей поддержки в процессе обучения, и создание соответствующей коррекционно-развивающей среды. Наряду с этим, важно выделять принцип инклюзии, согласно которому процесс индивидуализации взаимодействия педагогов, родителей и специалистов строится с выделением и учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Таким образом, функциональная роль инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья проявляется как технологическое средство обеспечения процесса интегрированного образования. Проблема исследования, коррекции и компенсации различных зрительных патологий детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Она указывает на необходимость создания специальных условий, которые помогут не только раскрыть индивидуальность ребёнка, но и развить у него желание проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Задачей коррекционно-образовательного учреждения является создание таких условий для развития дошкольников, которые гарантировали бы каждому воспитаннику достижение адекватного уровня физического, психического и социального развития, определённого уровня образованности, формирование положительных качеств личности, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, позволяет сделать вывод о том, что одной из актуальных и значимых проблем тифлопедагогики является проблема разработки и реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. Это определяет необходимость решения вопроса о разработке содержания методов и форм оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения, включающего лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую работу. Индивидуальный подход, по мнению многих ведущих педагогов и психологов, рассматривается как один из важнейших принципов обучения и является конкретизацией дифференцированного подхода, определяющего возможности объединения детей в подгруппы по уровням их индивидуального развития. Он направлен на создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные, так и специфические особенности каждого ребёнка, с целью достижения оптимальных результатов компенсаторного развития. Актуальность применения индивидуального подхода определена современными исследованиями в офтальмологии и тифлологии (Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова), которые доказали необходимость оказания медико-психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями зрения в виде организации определённых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий. В своих исследованиях они сделали вывод о том, что индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельно выраженным недостаткам ребёнка путём избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. В то же время в практике работы тифлопедагогов дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения наблюдаются трудности организации и осуществления психолого-педагогической поддержки детей с глубокой патологией зрения, находившихся в условиях социальной депривации, в связи с отсутствием научно-методического обеспечения. Вот почему актуальность и социальная значимость исследования индивидуализации обучения и воспитания детей с глубоким нарушением зрения и находившихся в условия социальной депривации предстает как востребованное научное исследование. В целях выявления детей с тяжелой патологией зрения и находившихся в условиях зрительной депривации мы провели констатирующий эксперимент, который проходил на базе МБДОУ ДС №43 компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения города Озёрска. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет, которые находились на третьем году обучения. На первом этапе с помощью соматического, неврологического и других обследований накапливались объективные данные о детях, на основании которых мы узнали о состоянии зрения, здоровья и уровне познавательных возможностей детей. Далее, в ходе констатирующего эксперимента, основываясь на типологическом уровневом изучении детей с разной степенью выраженности зрительной патологии, мы вели наблюдения за детьми в естественной среде с целью выявления индивидуальных особенностей личности каждого испытуемого. Вместе с тем, мы выявили группу детей, которые не смогли выполнить диагностические задания в силу своих индивидуальных возможностей и не вошли в уровневые типологические группы. Их мы отнесли к нулевому уровню. Сравнительный анализ полученных данныхсвидетельствовал о неоднородности исследуемой группы детей и о том, что наличие зрительных нарушений характеризуется различной степенью отставания в развитии дошкольников, на которое большое влияние имеют сопутствующие заболевания, а также отсутствие соответствующих условий, позволяющих компенсировать те или иные отклонения развития. Количество детей, не вошедших в типологические уровневые группы, было не велико, практически на каждую группу из 15 детей приходились 1 – 2 ребенка, которые были выведены на индивидуальное обучение. Исходя из этого, можно утверждать, что количество таких детей колеблется в пределах от 9 до 13% от всей популяции детей с нарушениями зрения. Остановимся на одном примере. Девочка старшего дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения, а также резко выраженным отставанием в развитии и социальной депривацией. На фоне глубоких нарушений зрения и сопутствующих заболеваний, девочка по всем параметрам типологической характеристики и индивидуальным особенностям не вошла ни в одну уровневую группу по степени успешности выполнения заданий. Это нацелило нас на необходимость разработки системы специальной коррекционно-развивающей помощи, направленной на преодоление недостатков развития ребёнка, формирование компенсаторных навыков и совершенствование её психических процессов, а также позволило обосновать необходимость создания пропедевтической индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При составлении данной программы мы опирались на принцип адекватности её содержания возможностям и особенностям ребёнка, как «зоны актуального развития». Поэтому при подборе материала учитывалось то, что на данный момент может освоить и выполнить ребёнок. По результатам диагностического исследования, с учётом анализа медицинского и социального статуса ребёнка, мы подобрали целесообразные формы, методы, приёмы обучения и воспитания, которые позволили конкретизировать содержание индивидуальной образовательной программы. Основой для её построения стала Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной, а также исследования и рекомендации Л.А. Дружининой, Л.Б. Осиповой, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Тупоногова, в которых отмечена необходимость индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании и обучении детей со зрительной патологией. Построение программы представляет определённый алгоритм: - анамнез ребёнка; - индивидуальная клинико-психологическая карта ребёнка; - особенности адаптации ребёнка к дошкольному учреждению; - педагогическая характеристика познавательных возможностей ребёнка; - результаты диагностического обследования ребёнка; - анализ социално-образовательного статуса ребёнка; - содержание программы; - условия реализации программы. При реализации программы мы обеспечивали взаимосвязь различных форм коррекционной работы по преодолению последствий зрительной депривации. В контексте системного, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов нами были разработаны распорядок дня и индивидуальная сетка занятости ребёнка с учётом его особенностей и возможностей. Основной формой обучения на первом этапе были индивидуальные коррекционно-развивающие занятия пропедевтического характера. Их влияние на развитие ребёнка проявлялось в задаче постепенного введения девочки в подгрупповое обучение. Развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ребёнка наиболее эффективно происходило посредством предметно-практической деятельности с частым использованием игровых приёмов. Это усиливало интерес девочки к исследованию предметов окружающего мира. Постепенно у неё появилась способность фиксировать взор на предметах и попытка локализовать заданный объект. Использование на занятиях игрушек яркого цвета, а так же предметов, имеющих разнообразную фактуру, способствовали проявлению интереса девочки к играм с другими детьми. Это создавало адекватные предпосылки к развитию коммуникативных компетенций ребёнка и способов взаимодействия со сверстниками. Результативность выполнения заданий постоянно анализировалась нами и после четырёх месяцев индивидуальных пропедевтических занятий стала свидетельствовать о положительной динамике в развитии девочки. По мере продвижения ребёнка, с учётом формирования компетенций в разнообразных видах деятельности, использование остаточного зрения и сохранных анализаторов обеспечило девочке возможность ввести её в другие виды занятий подгрупповой формы, что способствовало развитию социальных навыков в среде сверстников. Взаимосвязанная работа специалистов всех служб сопровождения, при оптимальном сочетании дифференцированных и индивидуальных форм её организации, наличие стабильной положительной динамики в развитии девочки, позволили нам в ходе коррекционного воздействия не только осуществить дальнейшую конкретизацию содержания программы, но и изменить сетку и распорядок пребывания ребёнка в ДОУ. Таким образом, рассматривая содержание коррекционной работы как систему управления психическим развитием детей с нарушениями зрения, мы учитывали необходимость активного участия конкретного ребёнка в различных видах деятельности, а также его потенциальные возможности. Реализация индивидуального подхода в ходе оказания коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями зрения дала нам практический и очень значимый опыт в разработке индивидуальных пропедевтических программ, с помощью которых можно постепенно реабилитировать и социализировать ребёнка. Это гарантия достижения каждым воспитанником адекватного уровня физического, психического и социального развития, определённого уровня образованности и успешности. Формирование компенсаторных навыков, использование сохранных анализаторов и высших психических функций, а также регуляция эмоционально-волевой сферы способствовали реализации основной цели коррекционного воздействия – предоставление ребёнку с нарушениями зрения равных стартовых возможностей социального развития. Список литературы 1. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: дис. канд. пед. наук / Л.А. Дружинина. – М., 2000. – 160 с. 2. Дружинина, Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения: монография / Л.А. Дружинина. – Челябинск: Цицеро, 2007. – 116 с. 3. Дружинина, Л.А. Пример индивидуальной пропедевтической коррекционной программы обучения ребёнка дошкольного возраста с тяжёлой патологией зрения: учебно-методическое пособие / Л.А. Дружинина. – Челябинск: Цицеро, 2010. – 20 с. 4. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: метод. пособие / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М.: ГороД, 1998. – 56 с. 5. Покутнева, С.А. Индивидуальный подход в обучении слепых и слабовидящих учащихся в подготовительный период / C.А. Покутнева. – Киев, 1993. – 72 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.011 с.) |