Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отсталостью в условиях специальногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
коррекционного образовательного учреждения В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной умственной отсталостью (по МКБ – 10 F-71). Психолого-медико-педагогическое сопровождение выделенной категории лиц с особыми образовательными потребностями является одним их главных условий организации системы коррекционно-развивающей работы с ними. Система психолого-медико-педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ VIII вида. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [2]. В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, задачей которого является не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе. Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности [4]. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем исследовании особое внимание было уделено подбору методик для изучения детей с умеренной умственной отсталостью и анализу работы специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению данной категории детей. Е.И. Казакова под психолого-медико-педагогическим сопровождением понимает систему разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, которая осуществляется по этапам и корректирует проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка [1]. Изучению особенностей детей с умеренной умственной отсталостью посвящено большое количество работ (Л.И. Аксенова, В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, А.Р. Маллер, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.). Под умеренной умственной отсталостью понимается средняя степень психического недоразвития (интеллектуальный коэффициент составляет 49-35). Она характеризуется несформированными познавательными процессами. У детей дано категории мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий [3]. В ходе практической части нашего исследования нами были подобраны и адаптированы методики различных авторов, среди которых С.Д. Забрамная, Д. Равен, Э. Сеген. Для педагогического изучения детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью мы использовали следующие методики: «Матрицы Равена», «Обучающий эксперимент», «Доска Сегена», «Определение понятий», «Узнай фигуры». По нашему мнению, использование данных методик позволяет выявить особенности развития детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью, которые лягут в основу индивидуальных карт ребенка, помогут определить содержание и формы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью. В ходе изучения специальной литературы мы рассмотрели различные виды индивидуальных карт, и остановили свой выбор на индивидуальной карте психолого-медико-педагогического сопровождения, которая включает следующие пункты. - Общие сведения о ребенке: Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место рождения, адрес проживания, состоит ли на учете в ППДН, состоит ли на внутришкольном контроле. - Анализ кризисной ситуации: без опеки (попечительства), беспризорность, безнадзорность, потеря жилья, конфликтная ситуация (в семье, в школе и т. д.), медицинские показания, отсутствие средств к существованию, усвоенные вредные привычки. - Медицинское заключение: анамнез, состоял на учете у врачей, заключение, рекомендации. - Характеристика семьи: состав семьи, материально-бытовые условия, аномалии в семье, в роду, наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (пьянство, ссоры, безнадзорность и т. д.). - Общее состояние здоровья: диагноз, группа здоровья, состояние слуха, состояние зрения, аллергический анамнез, непереносимые продукты, непереносимые лекарства, ортопедический режим, заключение, рекомендации, пути поддержки и коррекции. - Учебные знания и умения: математические, состояния чтения и письма. Звукопроизношение. - Особенности учебной деятельности: работоспособность, утомляемость, отношения к затруднениям, выполнения домашних заданий. - Характеристика личности: любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к школе, эмоциональная отзывчивость, отношение к себе, самооценка. - Коммуникативное развитие: учебная деятельность, взаимоотношения с одноклассниками, внеучебная деятельность, взаимоотношение с воспитателем, одноклассниками, статус в классе. - Проявление нравственных качеств. - Информация о проводимых профилактических мероприятиях: социально правовой блок, психолого-педагогичекий блок, медицинский блок, внеклассная работа. Информационная справка. Таким образом, писхолого-медико-педагогическое сопровождение – это система разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, т.е. комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних. Индивидуальная карта детей по реализации психолого-медико-педагогического сопровождения, по нашему мнению, должна включать следующие пункты: общие сведения о ребенке, анализ кризисной ситуации, медицинское заключение, характеристика семьи, общее состояние здоровья, учебные знания и умения, особенности учебной деятельности, характеристика личности, коммуникативное развитие, проявление нравственных качеств, информация о проводимых профилактических мероприятиях. Список литературы 1. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка / Е. И. Казакова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Спб., 1998. 2. Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Е. И. Казакова. – СПб., 2001. 3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с. 4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
Е.В. Ткачук, Е.В. Резникова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.008 с.) |