Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посредством дидактических игр

Поиск

Изучение развития наглядно-действенного мышления ребенка с задержкой психического развития представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка с задержкой психического развития представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное развитие детей с задержкой психического развития, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. Также дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Многие исследователи (Люблинская А.А., Матасов Ю.Т., Петрова В.Г., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением наглядно-действенного мышления и его коррекции у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.

В ходе экспериментального исследования мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отмечается очень низкий и низкий уровень развития наглядно-действенного мышления, при преобладании низкого средне-группового уровня, что отражается на успеваемости детей по учебной программе. Дети рассеяны, дезорганизованы, не способны правильно определить правильную сферу выполнения задания, что вызывает у них раздражение либо отказ от выполнения задания или упражнения. Вследствие этого у детей развивается ситуация неуспеха, что ведёт: к неуспеваемости по учебным предметам, неуверенности в своих силах, неудовлетворённости в учебной и творческой деятельности.

Нами было установлено, что дети с задержкой психического развития продуктивно работают в течение 3-4 минут, после чего им необходима смена деятельности или минута отдыха. Если дети устают, они раздражаются, постоянно отвлекаются и проявляют нежелание работать.

Мы выявили следующие особенности развития детей с задержкой психического развития:

1. нарушение аналитико-синтетической деятельности как основы мыслительного процесса;

2. затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;

3. ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации;

4. нарушение внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов;

5. неумение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;

6. недоразвитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы занятий посредством дидактических игр, направленных на коррекцию мышления.

Развитие наглядно-действенного мышления младших школьников с задержкой психического развития будет способствовать развитию не только наглядно-образного, но и основ логического мышления, познавательных процессов, интереса к учебной деятельности и желанию осваивать новый материал. Вследствие этого, мы предлагаем комплекс дидактических игр по коррекции мышления у младших школьников с задержкой психического развития, рассчитанный на проведение в течение двух месяцев 18 занятий с периодичностью 3 раза в неделю.

Основные принципы обучения детей с задержкой психического развития включают коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в целом, индивидуальную коррекцию недостатков развития, а также предусматривают специальную работу по коррекции мышления средствами игровой деятельности, такой как использование дидактических игр.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-действенном и даже в словесно-логическом плане.

В процессе составления комплекса дидактических игр мы определили требования к организации проведения игры:

1. Любая дидактическая игра должна иметь четкую структуру, все элементы которой взаимосвязаны между собой.

2. Правила игры должны быть простыми.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в применении.

4. Необходимо следить за сохранением интереса учащихся к игре.

Цель дидактических игр:коррекция наглядно-действенного мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

Мышление школьников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного школьного образовательного учреждения. Это возможно при соблюдении ряда условий:

1. использование специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием;

2. включение системы игровых занятий во все виды учебной деятельности.

3. разнообразие игр;

4. удобность в применении, эстетичность в оформлении дидактического материала;

5. простота правил игры;

6. построение материала – от простого к более сложному;

7. взаимосвязь элементов дидактической игры между собой;

8. мотивация и сохранение интереса учащихся к игре;

9. создание условий для того, чтобы каждый ученик был активным участником игры.

В процессе проведения коррекционной работы определялась нагрузка для каждого ребенка на индивидуальном занятии и отслеживался уровень загруженности детей в учебное время. Только при правильном выполнении выше перечисленных условий результат коррекционной работы дает положительный результат.

Далее мы провели ряд групповых и индивидуальных занятий, на которых использовались игры с дидактическим содержанием. После проведения системы занятий нами было отмечено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития повысился интерес к учебе, уровень понятия задания стал более углубленным, каждый ребенок класса стал более внимательным, адекватно оценивал выполнение своего задания, стал более устойчивым, дети стали получать более высокие оценки по предметам. Также следует отметить то, что у детей повысился уровень самооценки. Благодаря проведению игр с группой, дети в классе стали более сплоченными.

 

Список литературы

1. Выгодская, Г. Л. Об игровых действиях умственно отсталых детей /   Г. Л. Выгодская, Н. Д. Соколова. // Дефектология. – 1972. – № 5. – С. 36.

2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выгодский. – М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956. 520 с.

3. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А. А. Катаева,       Е. А., Стрельцова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Коломенских, Я. Л. Детская психология / Я. Л. Коломенских,              Е. А. Панько. – Мн. «Университетское», 1988, 223 с.

5. Королева, Ю. А. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта: учебная программа для студентов факультетов факультета психологии/ Ю.А. Королева; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 84 с.

6. Матасов, Ю. Т.  Динамические особенности мышления детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием / Ю. Т. Матасов // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. – М.: изд. ЛГПИ,1981. С.76 - 89.

7. Матасов, Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие к спецкурсу / Ю. Т. Матасов. Л.,1986. 73 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.012 с.)