Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возраста с отклонениями в овладении речьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что развитие речи невозможно без формирования всех её компонентов, в частности без развития интонационно-ритмической стороны. Формирующаяся интонационно-ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка. Особенности интонационной выразительности речи у детей рассматривались в психологии, в лингвистике и в педагогике (А.Н. Гвоздев, C.JI. Рубинштейн, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.). Подробное изучение особенностей овладения интонационно-ритмической организацией экспрессивной речевой продукции, знание затруднений, которые при этом испытывают дети раннего возраста с отклонениями в овладении речью, учет выявленных особенностей у данной категории детей позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации и ритмических структур как важнейшего компонента нормированной речи. При всем разнообразии диагностических методик, направленных на изучение интонационной стороны речи, нами не было найдено достаточно разработанной диагностической методики по изучению интонационно-ритмической стороны речи у детей раннего возраста. В нашем исследовании используется методика «Диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте», разработанная Е.В. Шереметьевой. В данной методике есть блок, посвящённый изучению особенностей интонационно-ритмической организации экспрессивной речевой продукции детей раннего возраста. Методика «Диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте» полностью доступна к применению, хорошо обеспечена авторскими методическими пояснениями и иллюстрированным материалом. Многие задания даются в игровой форме, что важно для детей этого возраста. Целью исследования стало выявление особенностей интонационно-ритмической организации экспрессивной речевой продукции детей раннего возраста. Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад N 307. Исследование длилось в течение месяца, в нём приняло участие 15 детей в возрасте от 2 лет 4 месяца до 3 лет. На основании анализа данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента можно сделать следующие выводы. 1. Речевое развитие по параметру «основной тон голоса»: выяснилось, что у 5 детей (Максима В., Савелия В., Лизы К., Тихона Н., Фёдора Р.) голос слабый, истощаемый к концу фонации. У Лизы К. голос слабый, еле слышный, у Тихона Н. – глухой, тихий голос. Таким образом, у детей выявлены отклонения в овладении речью по данному параметру. У 10 детей нами выявлен нормальный голос достаточной силы, соответствующий возрасту. 2. Речевое развитие по параметру «мелодика голоса»: у 9 детей (Тимофея А., Вероники А., Максима Вол., Лизы К., Регины М., Дмитрия Ф., Варвары Ш., Ксении Ш, Дмитрия Ч.) сохранна мелодическая организация собственной продукции. Дети подражают повышению и понижению тона голоса, а также самостоятельно изменяют тон голоса. Тимофей А. и Варвара Ш. сопровождают изменения голоса соответственными эмоциями. У остальных детей выявлено нарушение формирования мелодики голоса, как одного из базовых компонентов интонационного оформления высказывания. Речь монотонна, отсутствует мелодичность. Дети не повышают и не понижают тон собственного голоса, а также не подражают изменению тона голоса взрослого. 3. Речевое развитие по параметру «Ритм речи»: нарушено в большей степени по сравнению с другими параметрами. У 7 детей наблюдается значительное преобладание в собственном запасе хореически организованных слов (от 40 до 95%). Также у детей обнаруживается тенденция к преобладанию ямбически организованных слов хореически организованным. У Максима В., Савелия В., Варвары Ш., Тихона Н. выявлена недостаточная сформированность ритмической стороны речи. У Лизы К., Фёдора Р., Артёма С. самые низкие показатели ритмической стороны речи, что свидетельствует об отклонении в овладении речью. Остальные 8 детей (София Г., Регина М., Ксения Ш., Дмитрий Ч, Тимофей А., Вероника А., Тимофей Т., Дмитрий Ф.) имеют сохранную ритмическую организацию речи. У данной группы соотношение хореически и ямбически организованных слов практически совпадает. Но все же процент хореически организованных слов может превышать процент ямбически организованных слов. Следует отметить, что объём словаря имён существительных превышает глагольный словарь детей. Лишь у 4 детей соотношение существительных и глаголов приближено к нормальному ходу речевого развития и составляет 50%. 4. Развитее по параметру «ритмическая организация движений»: 6 человек (Тимофей А., София Г., Регина М., Фёдор Р., Варвара Ш. и Ксения Ш.) дают быструю двигательную реакцию на начало музыки и её окончание. Это говорит о норме их развития. У остальных детей выявлены отклонения по данному параметру. Вероника А., Тимофей Т., Дмитрий Ч. позже включаются в движение и после окончания музыки ещё продолжают танцевать. Савелий В., Максим В., Артём С., Лиза К., Тихон Н. не включаются в движение совсем. Следовательно, у этих детей имеются отклонения от нормы развития ритмической организации движений. Обобщение данных по всем параметрам интонационно-ритмических процессов, показало, что лишь у 4 детей из 15 не выявлены отклонения в формировании интонационно-ритмических процессов (Регина М., Дмитрий Ф., Варвара Ш., Ксения Ш.). У всех остальных детей отмечаются отклонения в овладении речью в той или иной степени. Интонационно-ритмическая организация речевой продукции является самой первой ступенью становления речи ребёнка. Поэтому особую важность представляет дальнейшее изучение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, а так же разработка и подбор адекватных методик коррекции интонационно-ритмических процессов детей раннего возраста. Список литературы 1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с. 2. Громова, О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи / О. Е. Громова // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 55-61. 3. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с. 4. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопр. психол. – 1968. – № 3. – С. 94. 5. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 6. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.
И.А. Шерстобитова, Е.В. Шереметьева
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.011 с.) |