Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа по реализации слухоречевого подхода
при оказании коррекционно-педагогической помощи младшим школьникам с кохлеарным имплантом в условиях общеобразовательной школы В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по организации коррекционно-педагогической помощи учащимся первого класса с кохлеарным имплантом в условиях общеобразовательной школы. Кохлеарная имплантация (КИ) стремительно набирает темпы в России. В Челябинске неуклонно увеличивается количество имплантированных детей, которые обучаются в общеобразовательных школах. Однако этим детям необходима помощь специалиста в их слухоречевом развитии. По мнению учёных эффект от кохлеарной имплантации может полностью отсутствовать, если не обеспечены необходимые условия для слухоречевой реабилитации ребёнка: постоянное пользование кохлеарным имплантом; наличие речевой среды; длительные регулярные занятия с сурдопедагогом или дефектологом по развитию у ребёнка слуха и речи как средства общения; использование адекватных методов развития слуха и речи. Ребенок с кохлеарным имплантом нуждается в психолого-педагогической помощи и коррекционно-развивающих мероприятиях по развитию слухового восприятия и развитию речи. Однако материалов по работе с детьми после КИ в условиях общеобразовательной школы недостаточно. В МАОУ СОШ № 30для организации эффективной коррекционной работы с сурдопедагогом, работающим в школе, очень важным явился этап диагностики, проведённый в сентябре. Исследование показало, что у всех ребят сформировано желание взаимодействовать с педагогом, познавательный интерес, дети владели навыками письма печатными буквами, чтения, устной речи и желали говорить. Результаты обследования слуха показали наличие у двух первоклассников реакции на шёпотную речь (в пределах 2-2,5 м). У одного первоклассника шёпот воспринимался только на расстоянии 50 см и только правым ухом. Координация движений, пространственный, динамический и символический праксис, состояние общей моторики у всех соответствует возрасту. Двигательная подвижность нижней челюсти, мягкого нёба, продолжительность и сила выдоха, ритмическое чувство на невербальном уровне, подвижность губной мускулатуры у всех детей соответствовали норме.
Анализ состояния мелкой моторики показал, что двое детей способны были выполнить поручения после словесных объяснений, один – только после показа. На момент обследования у двоих учащихся имелась короткая двухсловная фраза, у одного – отдельные слова. Мы отметили ограниченность словарного запаса, наличие аграмматизмов, иногда зеркальное написание букв, механическое чтение и, как следствие, непонимание смысла задач. В связи с выявленными в ходе диагностики недостатками учителем-дефектологом для каждого ученика был составлен индивидуальный коррекционный маршрут. Приведём пример коррекционного маршрута Михаила А. Дата рождения: 09.12.2004. Класс – 1 общеобразовательный. У данного ученика на сентябрь 2012 года отмечены следующие индивидуальные особенности: - отмечается двигательная расторможенность, стремление побегать, подвигаться, что-то бросить, сломать, порвать; - с одного задания на другое переключается не сразу; - воспринимает речь слухозрительно; - отмечается снижение зрения, затрудняющее восприятие; - свою фамилию не произносит; - заменяет следующие звуки: я-ся, ча; ч-т; д-с; л-л’; ц-г; с-ц; ш-с’; р-р; словарь номинативный, ограниченный; словесного ударения нет, темпоритм нарушен, нет фразы; - не различает понятия: правое, левое; - не договаривает слова, при письме на слух слово воспринимается только зрительно; - чтение механическое. На I полугодие учебного года (сентябрь – декабрь 2012 года) были поставлены задачи: 1. развивать желание говорить, воспринимать речь на слух, писать на слух, восприятие шёпотной речи развить до восприятия слова целиком, исправлять по ходу работы ошибки произношения; 2. приучать к слитному произнесению слов; научить произносить свою фамилию и писать её, расширить словарный запас; 3. различать правую – левую стороны, складывать и вычитать в пределах 20; 4. составлять связный рассказ на сравнение предметов; 5. формировать умение работать без одобрения педагога; 6. научить задавать вопросы; формировать диалог; 7. учить выполнять зрительную гимнастику; 8. развивать общую моторику; 9. игровые интересы переводить в познавательные;
10. развить долговременную память. В коррекционной работе по компенсации выявленных недостатков мы опирались на следующие позитивные особенности: хорошая концентрация внимания на заданиях; хорошая работоспособность; стремление к общению. Нами был осуществлён ряд мероприятий. 1. Проведена беседа с детьми класса об особенностях аппаратов, последствиях их порчи и потери, особенностях взаимодействия с детьми с аппаратами, и т.д.). Это очень важная работа. Иначе ребята не смогут влиться в школьный коллектив как равноправные партнёры, их будут обходить стороной другие ученики, они недополучат важного влияния института социализации – школы. Учителям объяснялась необходимость правильного рассаживания учеников. 2. Установлена связь с учителем первого класса: задания учителя-дефектолога соотносились с заданиями учителя класса. Контакт с учителем помогал выяснить, что ребята не поняли на уроке, что говорили, как к ним относятся другие ребята. Кроме того, очень важно регулярно посещать занятия учителя-дефектолога для обучения специальным приемам работы с детьми с КИ. 3. Организовано ежедневное общение с родителями (лично и по телефону). Родители-главные агенты социализации своих детей. Когда они видят искренний интерес к ребёнку, получают реальную пользу и чёткие рекомендации со стороны дефектолога, работа идёт намного легче. Без налаженного взаимодействия с родителями нет адекватной обратной связи с детьми. 4. Разработаны индивидуальные маршруты коррекционной работы для каждого из трёх первоклассников. Индивидуальные маршруты входят в обязательную документацию учителя-дефектолога. Они очень важны для видения конечной цели в конце года. В документации они имеются в очень общей форме, а для учителя-дефектолога важно конкретизировать цели и задачи коррекционной работы для каждого ребенка. На основании результатов диагностики с детьми проводится коррекционная работа на специальных занятиях и в ходе общеобразовательного процесса. На коррекционных занятияхпроводится работа по различению на слух учебных терминов (задача, решение, ответ, условие, больше, меньше, равно, вниз, вверх, и др.); ребёнок складывает их из букв и записывает в тетрадь. Рассматриваются такие важные темы как: геометрические фигуры, состав числа и общеучебные понятия: короткий – длинный, узкий – широкий и другие. Наши ученики плохо пишут диктанты. Это связано с неполноценным развитием слухового восприятия и отсутствием слуха в раннем детстве. Даже если ребёнок слышит слово хорошо и говорит его, написание предложений представляет для него трудность, так как остаётся проблема согласования окончаний, слоговая структура слова может быть не понята учеником. Слово может отсутствовать в активном, а иногда и в пассивном словаре ребёнка. С этим же связано и плохое понимание прочитанного. Для исправления ситуации детям предлагается прочитывать предложения из трёх слов, с заменой каждого слова, вместе смотрим, как меняется и смысл предложения. Предложенные в азбуке тексты оторваны от жизни. Мы читаем свои, специально подобранные тексты про автомобили, приготовление яичницы, украшение ёлки и т. д. В некоторых текстах специально перепутаны ситуации, чтобы тренировать внимание.
Ребята плохо запоминают стихи. Мы стали учить новогодние стихи ещё в октябре. Отстукиваем ритм стихов с помощью палочки или мяча, выкладываем из кружков строки предложения. Выучили стихи для папы к 23 февраля и для мамы к 8 марта. Для развития словарного запаса детей были запланированы занятия во внеурочной деятельности. Рассмотрим их организацию учителем-дефектологом. Важная задача – научить ребят не бояться ошибок. Они привыкли с детства на занятиях давать ответы, которые от них ждут, боятся сказать неправильно. Поэтому важно было научить выражать свои эмоции, не бояться высказывать своё мнение. Слова «становятся действенными в речи только потому, что каждое из них является единицей высказывания с теми потенциальными связями, которые развёртываются, когда это слово включается в целое предложение», – говорил А. Р. Лурия. Следовательно, наша задача в процессе внеурочной деятельности – сделать так, чтобы слова обрели дополнительную «весомость», связались с практической деятельностью самих детей, с важным для них событием и вспоминались в определённом контексте. Поэтому эффективным средством развития словарного запаса является игра. До начала игры педагог должен продумать и напечатать слова, которые он будет активизировать или вводить в ходе игры, составить сценарий игры, определить, как предъявлять слова в данной игре – все вместе или связать их с каким-то моментом игры. Во внеурочной деятельности детям легче взаимодействовать, решать конфликтные ситуации, они свободнее говорят, не боясь сделать ошибки. Мы играли с детьми в такие игры как «верёвочка», «забрось снежок» с заполнением таблицы результатов, играли в исполнение письменных приказаний и т. д. Особенно ребятам понравилось задание «укрась ёлку по своему вкусу». Выполнение данного задания способствовало формированию навыков проектной деятельности, которые сейчас очень важны в рамках освоения программных требований. Дети составляли свой проект о похождениях губки Боба. Диагностика, проведённая в конце I полугодия, показала, что поставленные задачи были реализованы с разной степенью успешности. Например, Михаил А. гораздо лучше произносит слова. Желание говорить усилилось, появилась возможность воспринимать на слух контур слова или целое слово и записывать его. Мальчик проявляет большой интерес к новым словам, записывает их в тетрадь; пишет и проговаривает свою фамилию и имя.
Михаил стал различать правую и левую руку, но у него возникают трудности с различением правой – левой ноги, с тем, что стоит справа – слева – вокруг, с определением пространственного положения объектов на картинке. Мальчик научился делать зрительную гимнастику; может сделать зарядку по рисунку. Научился решать простейшие наглядные задачи, примеры. Стал активно обращать внимание на присутствие одноклассников, здоровается, прощается. Играет с ребятами в подвижные игры, употребляя слова «баш», «гол». Понял смысл записи в таблицу результатов игры. Помогает в классе с уборкой. Иногда выполняет словесные инструкции учителя и детей. Вместе с тем после проведения коррекционной работы педагогами и родителями было отмечено улучшение речевой деятельности учащихся, двое из троих детей с кохлеарным имплантом стали говорить дома по собственному желанию, перестали бояться задавать вопросы, могут рассказать случаи из своей жизни. Таким образом, формы работы по реализации слухоречевого подхода при реабилитации младших школьников с КИ, реализующиеся в МАОУ СОШ № 30 (филиал) г. Челябинска являются эффективными и обеспечивают коррекционно-педагогическую реабилитацию учащихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации. Список литературы 1. Королёва, И. В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И. В. Королёва. – СПб.: НИИ ЛОР, 2008. – 207с. 2. Зонтова, О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации / О. В. Зонтова. – СПб.: НИИ ЛОР, 2008. – 48с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.018 с.) |