Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушением интеллекта в процессе ручного трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной, речевой, моторной деятельности и включение в социальную среду полноправными членами общества. Положение о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития (Л.С. Выготский, В.Г. Дульнев, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.), дает основание для оптимистической оценки результатов коррекционно-педагогического воздействия, что обеспечивает основу для их социальной и трудовой адаптации. Легкие нарушения развития в интеллектуальной сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики. Е.А. Стребелева моторику определяет как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку Г.Г. Галкина мелкую моторику определяет как развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. И.А. Грошенков, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова и др. отмечают, что детям с нарушениями интеллекта свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Важным средством развития мелкой моторики и весьма эффективным способом её коррекции у детей с нарушениями интеллекта является ручной труд. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе работы участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации ребёнка. По мнению А.А. Катаевой, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в освоении ребенком опыта действий с предметами, способствующего выделению их свойств и отношений, пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий, т.е. способствует формированию широкой ориентировки в окружающем предметном мире, формированию зрительно-двигательной координации и оказывает огромное влияние на развитие крупной и мелкой (ручной) моторики, согласованности действий обеих рук. Нарушения развития моторной сферы ребенка преодолеваются и корригируются тем успешнее, чем раньше оказывается детям педагогическая помощь. Под коррекцией недостатков психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта понимается исправление или ослабление недостатков в развитии и содействие возможно большему приближению к норме. Коррекционную работу с младшими дошкольниками с нарушениями интеллекта рекомендуется проводить во вторую половину дня, длительность занятий 15 мин. Предлагаемые нами занятия по ручному труду рассчитаны на детей 3-4 лет. Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, используют упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Есть несколько видов самомассажа: - самомассаж подушечек пальцев; - упражнение сопровождается чтением стихов; - самомассаж с предметами и без предметов. Целенаправленная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является важным начальным этапом подготовки детей к школьному обучению. На коррекционных занятиях учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. Разнообразный и посильный ручной труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом способствуют углублению и систематизированию знаний детей о ближайшем окружении, формированию общего представления и простейших житейских понятий о мире и конечно развитию мелкой моторики рук. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями). В конце работы ребёнок получает конкретный вещественный результат – создаётся благоприятная обстановка учить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом. Сначала с детьми перед началом оценки их работ повторяются правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяли свои работы и оценивали свою работу: правильно, неточно, неправильно. Так ребенок постепенно научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом. Результаты показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через разнообразные игры, упражнения, задания привела к значительному росту ручной умелости детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. У детей повышается интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами. Таким образом, можно утверждать эффективность занятий по ручному труду в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Список литературы 1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.:Акад.проект, 2005. – 240 с. 2. Гаврилушина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей:Кн. для учителя / О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с. 3. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубровина. – М.: Гном и Д, 2006. – 40 с. 4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: ACADEMIA., 2005. – 453 с.
А.Н. Мудряк, Е.В. Резникова
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |