Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование санитарно-гигиенических навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У младших школьников с нарушением интеллекта Во внеучебной деятельности Воспитание здорового поколения – одна из первоочередных и актуальных задач современного общества, которую государство решает через работу с семьёй и выполнение социального заказа в системе образования. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность. Обозначенная проблема ещё больше актуализируется, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта, о детях, для которых формирование санитарно-гигиенических навыков имеет значение не только для их здоровья, но и для успешной социализации в обществе, в ходе самостоятельной жизнедеятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает образование, имеющее своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся, как важнейших санитарно - гигиенических навыков, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни. Санитарно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений [1]. В процессе повседневной работы с младшими школьниками в СКОУ VIII вида необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а санитарно-гигиенические навыки с возрастом постоянно не только автоматизировались, но и совершенствовались [3]. С целью изучения уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта было организовано собственное педагогическое исследование, в качестве основного метода исследования выбран метод наблюдения. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 7 человек. Все обследованные имеют диагноз F70 и обучаются в СКОУ VIII вида № 83 г. Челябинска. В качестве объекта наблюдения были выбраны следующие 3 основных блока санитарно-гигиенических навыков: 1. навыки мытья рук и умывания; 2. навыки культуры еды; 3. навыки снимания и надевания одежды. Выбор именно этих трех блоков навыков основывается на изучении теоретических источников специалистов, разрабатывающих проблему санитарно-гигиенического воспитания школьников [4]. Каждый из трех блоков содержит целый набор отдельных навыков (таблица 1). Уровень сформированности отдельного навыка определяет качество сформированности целого санитарно-гигиенического блока у младшего школьника и уровень его санитарно-гигиенической культуры в целом. Таблица 1 Содержание санитарно-гигиенических навыков детей младшего школьного возраста
Уровень сформированности каждого отдельного навыка определялся по трёхуровневой шкале: - 2 балла – ребёнок самостоятельно и в правильной последовательности выполняет все действия, составляющие навык; - 1 балл – действие выполняется с небольшими неточностями и помощью взрослого; - 0 баллов – неумение выполнять действие (все действия самостоятельно не выполняет, нуждается в значительной помощи взрослого). Суммарный, итоговый уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков определялся по трём классическим уровням, выраженных в следующей балльной системе: - высокий уровень – 32-36 баллов; все навыки сформированы прочно; - средний уровень – 16-31 балл; один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления; - низкий уровень – 0-15 баллов; один и более навыков не сформированы. Результаты наблюдения с целью изучения уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности основных блоков санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Анализ данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует о том, что навыки, входящие в каждый из трёх исследуемых блоков сформированы у младших школьников с нарушением интеллекта примерно на одинаковом, но недостаточном уровне. Самые низкие абсолютные показатели дети продемонстрировали в навыках из второго блока – навыки культуры еды. Возможно, это связано с тем, что данные навыки – одни из первых, формируемых в детстве по образцу. Анализ социального паспорта класса позволяет предположить недостаточное внимание к формированию и закреплению данных навыков у ребёнка в семье. Общий анализ уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта представлен на рисунке. 2. Качественный анализ результатов исследования позволяет констатировать, что у 57% учащихся один и более санитарно-гигиенических навыков находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют дальнейшего совершенствования и закрепления, в то время как младший школьный возраст – это время автоматизации и закрепления элементарных навыков, которые и были исследованы. Однако наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у 14 % учащихся эти навыки вообще находятся на низком уровне. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта. Очевидно, что формы такой работы должны варьироваться.
Рис. 2. Общий уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Наряду с систематическим обучением детей санитарно-гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеучебную работу в области санитарно-гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии. Исходя из результатов проведенного исследования, была разработана система мероприятий по формированию и закреплению санитарно-гигиенических навыков во внеучебной деятельности, которая включает в себя две основных формы организации детской деятельности. 1. Специальные занятия. Такие занятия проводятся во время работы группы продлённого дня в легкой игровой форме, что позволяет детям без труда овладеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками. Работа строится на чтении сказок с содержанием, способствующем формированию санитарно-гигиенических навыков, и беседе по прочитанному. Система занятий строится с опорой на книжку-раскраску Зайцева Г.К. «Уроки Мойдодыра» [2], содержание которой при необходимости можно адаптировать к возможностям младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Организованный просмотр мультфильмов санитарно-гигиенического содержания: «Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» и др. Такой просмотр мультфильмов проводится с последующим обсуждением содержания. Эта беседа должна быть организована таким образом, что ребёнок подводится к самостоятельному выводу о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил. В ходе такой внеучебной системно проводимой работы, сочетанной с работой, осуществляемой педагогом на уроках, ребёнок узнает много нового, интересного и важного для формирования санитарно-гигиенических навыков, а, следовательно, и для социализации ребёнка с нарушением интеллекта в обществе. Список литературы 1. Белостоцкая, Е. М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с. 2. Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра / Г. К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 2009. – 34 с. 3. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 144 с. 4. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.008 с.) |