Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения составлению рассказа

Поиск

На первых порах работы над рассказом по данному началу (данному концу) к началу (концу) рассказа желательно подбирать картинку либо использовать сюжеты ранее прочитанных текстов. В таком случае дети могут восстановить предшествующие события либо продолжить рассказ в рисунках, а затем их подписать, или же учащиеся читают предложенное им начало (конец) рассказа и вспоминают, что этот рассказ они когда-то читали. Далее  дети либо устно рассказывают свои варианты, затем коллективно составляют план, либо каждый ученик составляет свой вариант плана.

Со слабыми учениками учитель проводит беседу с целью уточнения количество рисунков и их содержания:

- Сколько рисунков ты хочешь нарисовать?

- Что ты нарисуешь на 1-м рисунке?

- Что ты нарисуешь на 2-м рисунке? И т.д.

 Важно, чтобы на вопрос учителя отвечал вызванный ученик, а все остальные учащиеся повторяли его ответ, изменяя 1-е лицо на 3-е в начале предложения.

По окончанию работы (выполнения рисунков и подписей) сильные ученики устно излагают свой рассказ.

Работа над рассказом по данному началу (концу) может проходить примерно по такому плану:

1. Вступительная беседа (если в ней есть необходимость). В процессе её проводится словарная работа и актуализируются знания детей по теме.

2. Чтение учениками начала (конца) рассказа и определение учащимися места приведённого отрывка (начало, середина или окончание).

3. Беседа по содержанию приведённого отрывка и словарная работа (если есть иллюстрация, то с её использованием).

4. Определение количества рисунков, их содержания и зарисовки детьми возможных последующих (предшествующих) событий.

5. Озаглавливание рисунков и составление плана.

6. Выполнение подготовительных упражнений.

7. Устный рассказ по своим рисункам или плану (может и отсутствовать).

8. Написание рассказа.

В дальнейшем можно составлять рассказ по приведённому началу (концу) без опоры на картинку или свои рисунки.

При составлении рассказа по опорным словам следует использовать опорные слова, знакомые учащимся по ранее прочитанному рассказу, либо предложить в помощь к не совсем знакомым опорным словам картинку или серию картинок.

 Т.к. опорные слова (слова, передающие главные мысли, отражающие тему и основное содержание будущего рассказа) даются в начальной форме, работа по развитию речи связывается с закреплением полученных знаний по грамматике.

Урок на тему «Составление рассказа по опорным словам» может быть проведен по следующему примерному плану:

Знакомство учащихся с опорными словами, записанными на доске или плакате. Выясняется значение новых слов.

Беседа, в ходе которой выясняют, о ком и о чём нужно писать, дают имена героям, придумывают заголовок, проводят словарную работу.

Составление плана.

Выполнение подготовительных упражнений.

Устный пересказ по плану, опорным словами и картинке (картинкам).

Написание рассказа.

При работе над рассказом по деформированному тексту («рассыпанному», искажённому тексту, в котором нарушена логика изложения) может быть использован ранее прочитанный рассказ. Желательно сопровождать текст серией картинок. В этом случае ученики сначала рассматривают картинки, устанавливают их последовательность. Затем учитель проводит словарную работу по каждой из картинок. Движением указки он показывает детали, действия персонажей, а дети их называют, т.е. фактически составляют коллективный устный рассказ. Потом учащиеся читают деформированный текст. Учитель просит подумать, всё ли в тексте правильно или что-то нужно поменять местами. С помощью учителя дети устно устанавливают порядок предложений, относящихся к каждой картинке. Недопустимо сначала выбирать из текста все предложения, относящиеся к каждой картинке, а затем определять их порядок: дети должны не механически подбирать предложения, а осмысленно составлять рассказ. Ученики должны следить за логикой событий в рассказе и последовательно их излагать, опираясь на серию картинок.

Правильно составленный текст записывают на доске, дети его читают, и текст закрывается. Учащиеся пишут рассказ в тетрадях. В случае затруднения, учитель оказывает помощь: показывает на картинке конкретную деталь или действие, а ученик находит в тексте соответствующее предложение.

Как вариант, можно раздать учащимся конверты с «разрезным» текстом. Разобрав с детьми картинки, учитель предлагает к каждой из них подобрать предложения.

Рассказ по просмотренному фильму – более сложный вид работы, так как ученик должен писать не о том, что у него перед глазами, а о том, что он видел накануне. Порядок работы над рассказом по просмотренному фильму может быть следующим:

1. Подготовительная работа к восприятию фильма (знакомство с названием, главными действующими лицами, временем действия, новым речевым материалом).  Может проводиться во внеклассное время воспитателем.

2. Просмотр фильма. Также может проходить во внеклассное время.

3.  Беседа по содержанию фильма (вопросы учащихся к учителю и наоборот). В ходе беседы называют основных героев, дают им краткие характеристики, выясняют, чему учит фильм и т.д.

4. Составление плана или даётся готовый план.

5. Устный пересказ по плану.

6. Написание рассказа.

Отчет (рапорт) о дежурстве по классу, столовой как вариант рассказа в 4 классе делается по следующему плану: 1.День, число, месяц. 2. Отсутствующие. 3. Порядок на партах. 4. Внешний вид учащихся. 5. Готовность к уроку. Например: «Меня зовут …. Я учусь в … классе. Сегодня понедельник, 22 января. В классе 7 учеников. Сегодня  все в классе (отсутствуют …). В классе чистота и  порядок. Ребята чисто одеты. Девочки и мальчики аккуратно причёсаны (дети аккуратно причёсаны, чисто одеты). На перемене все приготовились к уроку».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.008 с.)