Развития ребенка с нарушением слуха и его оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития ребенка с нарушением слуха и его оценка



Все способы проверки и оценки развития ребенка, существующие в мире, призваны помочь увидеть как можно раньше начальные отклонения в развитии. Вопрос о необходимости систематического осуществления контроля за психическим развитием детей всегда стоял в центре внимания психологов и педагогов. Это нашло свое отражение в теоретических положениях Л.С. Выготского, а в дальнейшем и в исследованиях
А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.А. Катаевой, М.И. Лисиной,
Е.А. Стребелевой и др. Разработанные отечественные показатели и методы диагностики развития ребенка адекватны международным шкалам (Денверской, Мюнхенской).

Контроль за развитием ребенка первого года жизни проводится методами диагностики и наблюдения и осуществляется ежемесячно, так как этот возрастной период характеризуется быстрым темпом развития. Очень важно увидеть отставание в первые три месяца жизни в связи с тем, что в этот период можно с достаточно большой точностью спрогнозировать задержку формирования основных функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. Оценка проводится путем сравнения фактического уровня развития по каждой линии с нормативными показателями.

 Педагогическая проверка слуха

Одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слуха. Нормально слышащие дети первых трех месяцев жизни способны реагировать на звуковые стимулы путем слухового сосредоточения, которое выражается в полном или частичном торможении общих или сосательных движений, расширении глазных щелей, повороте глаз в сторону хорошо знакомого взрослого. Наиболее отчетливо реакция появляется при подаче длительного сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во время крика (ребенок постепенно замирает, перестает двигаться). Отличительной особенностью является реакция на любые звуковые стимулы с одинакового расстояния –  2-3 метра. Эти реакции носят характер безусловно-ориентировочных.

Как подчеркивают Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымская, безусловные реакции имеют тенденцию к быстрому угасанию, т.е. при многократном повторении одного того же сигнала ребенок перестает на него реагировать. Поэтому для получения достоверных данных неречевые и речевые сигналы следует подавать от тихого к более громкому. Максимальное расстояние подачи звука – 3 метра. В случае отсутствия реакции расстояние следует постепенно сокращать до появления ответного сигнала, а затем попытаться снова увеличить расстояние (с 3-х метров).

В качестве источников звука следует использовать шарманку (высокочастотное звучание), дудку (среднечастотное звучание), барабан (низкочастотное звучание), слогосочетания типа «па-па-па», «пи-пи-пи», имя ребенка, произнесенное голосом разговорной громкости и шепотом.

Дети в возрасте до 3-х месяцев жизни. Ребенка располагают на пеленальном столе. Один взрослый наклоняется над ребенком, привлекая его внимание к своему лицу или игрушке. Второй взрослый подает длительные сигналы справа и слева (в разной последовательности с интервалами не менее 30 сек.). Если у ребенка отмечается реакция на все предложенные стимулы и голос (разговорный и шепотный) на одном и том же расстоянии, можно предположить, что слух – в пределах физиологической нормы. Если у ребенка отсутствует реакция на один или несколько стимулов, или расстояния, при которых появляется реакция на те или иные звуковые сигналы, неодинаковы, такой ребенок нуждается в аудиологическом обследовании в связи с подозрением на снижение слуха.

Дети в возрасте 3-6 месяцев жизни. Используется та же методика проверки слуха. Нормальной реакцией на звук считается активизация или торможение общих и сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот глаз в сторону. Появляется реакция локализации, т.е. младенец становится способным сначала повести глаза, а затем повернуть голову в сторону источника звука (некоторые дети начинают реагировать через 30 с. после подачи сигнала). В этот же период появляется отрицательная реакция – крик ребенка в ответ на резкие звуки, которая является непостоянной и зависит от состояния ребенка. Дети этого возраста реагируют на все стимулы с расстояния 3-4 м. Если отсутствует реакция на один или несколько стимулов или расстояния, при которых появляется реакция на тот или иной стимул, неодинаковы, то ребенок нуждается в специальном аудиологическом обследовании.

Дети в возрасте 6-12 месяцев жизни. Нормальной реакцией в этом возрасте считается поворот глаз или головы в сторону источника звука, который находится сзади, справа, слева (источники звука те же и методика обследования та же, что и для детей предыдущих групп). Звуковые сигналы подаются с расстояния 4-6 метров (чем старше ребенок, тем расстояние больше). Ребенок этого возраста может лежать на пеленальном столе или сидеть на руках у взрослого. Если у ребенка отмечается реакция на все неречевые стимулы и шепот на одном и том же расстоянии в пределах 4-6 метров, то можно предположить, что слух ребенка в пределах физиологической нормы. При отсутствии реакции на какие-либо звуковые сигналы или различия в расстоянии, при которых она появляется, требуется специальное аудиологическое обследование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.014 с.)