Этапы работы над произносительными навыками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы над произносительными навыками



В процессе формирования тех или иных произносительных навыков различают три последовательных этапа: постановку, автоматизацию и дифференциацию. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.

Постановка – это создание при помощи специальных приёмов системы условно-рефлекторных связей (между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущенями), необходимых для воспроизведения соответствующих движений речевого аппарата.

Целью постановки звука является формирование правильного звучания изолированного звука. Этот этап характеризуется широким использованием сохранных анализаторов, применением разнообразных методических приёмов, технических приспособлений. Переход к следующему этапу возможен тогда, когда ребенок по просьбе взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Автоматизация – закрепление образованных условно-рефлекторных связей в речедвигательных динамических стереотипах слов, словосочетаний. Автоматизация звука направлена на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка.

Автоматизация звука должна осуществляться в различных фонетических условиях с учетом артикуляционного и акустического сходства соседних звуков. В процессе автоматизации произносительных навыков рекомендуется обеспечивать:

1) последовательный переход от менее самостоятельных речевых действий к более самостоятельным (чтение слов – чтение слов с пропущенными буквами – называние картинок);

2) последовательный переход от несколько замедленного вначале произнесения слогов, слов и фраз к умеренно быстрому.

! При автоматизации звуков необходимо следить за тем, чтобы в той или иной отрабатываемой единице для ребенка была только одна произносительная трудность – критический звук. Т.е. если в речи ребенка имеются дефекты произношения звука Ш и звука Н, не следует автоматизировать один из них в слове карандаш, где они встречаются оба.

Сурдопедагогами разработаны различные системы автоматизации каждой группы звуков (Ф.Ф. Рау – Н.Ф. Слезина,  К.А. Волкова).

Дифференциация – этап в коррекционной работе, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. Содержание работы составляет постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, а затем в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо дифференцировать большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют в пары (ц, ч, ш: ц – ч, ч – щ, ц – щ). Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения.

О.В. Правдина рекомендует на этапе дифференциации сохранять ту же последовательность в отработке позиций, что и при автоматизации, обеспечивая постепенное усложнение речевых упражнений.  Дифференциация звуков устанавливается в следующей последовательности:

1) дифференцируются звуки, принадлежащие к разным фонетическим группам, т.е. наиболее отличающиеся между собой;

2) вводятся более тонкие дифференцировки – различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе.

Способы и приемы постановки и коррекции

Произносительных навыков

В процессе постановки и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха используются три способа.

Имитативный способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному учителем-дефектологом. Ученик воспринимает образец произношения учителя-дефектолога, дополняемый словесными пояснениями, и воспроизводит его. Подражание может осуществляться на различной основе: слуховой, слухо-зрительной, слухо-зрительной, дополняемой тактильно-вибрационными ощущениями.

Механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии учителем-дефектологом на органы артикуляции ученика специальными приспособлениями (зондами, шпателем, и т.д.). В момент воспроизведения ребенком того или иного звука учитель-дефектолог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение.

Как указывают Ф.А. Рау и Ф.Ф. Рау, использование каждого из «инструментов» имеет свои особенности. Так, палец удобен в тех случаях, когда необходимо прощупать положение языка. Однако он толст и не может быть использован в том случае, когда для образования правильной артикуляции необходимо сомкнуть зубы. Шпатель рекомендован для тех случаев, когда необходимо нажать на язык, либо приподнять его передний край. Во всех остальных случаях используются зонды различных фасонов. Они позволяют укладывать язык в самые различные положения, воздействовать лишь на определенную часть языка и при необходимости получать минимальную щель между зубами.

Смешанный способ представляет собой комбинацию первого и второго. Ведущую роль при этом играет подражание и объяснение, а механическая помощь предлагается в дополнение. При этом ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью педагога артикуляторная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.165 (0.004 с.)