Предпосылки к овладению словесной речью на начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки к овладению словесной речью на начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей



Первоначальный этап обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребенка до 1г. 5 мес. -1 г. 10 мес. Результаты диагностического обследования речи необученных детей являются отправной точкой для определения условий и основных направлений работы по формированию словесной речи. Одно из важнейших условий – это насыщенная речевая среда и вовлечение ребенка в совместную со взрослым речевую деятельность: ребенок должен видеть вокруг себя говорящих людей. Он начинает смотреть в лицо, обращать внимание на движения губ, пытаясь понять обращенную речь в соответствии с ситуацией. У ребенка начинают актуализироваться речевые задатки и развиваться речевое поведение, появляется потребность в установлении речевых контактов, включается и такой важный компонент как эмоциональный. Очень важно, чтобы речь сопровождала все виды деятельности детей, взрослых, детей со взрослыми. Выразительные движения мимики лица, интонация должны носить повышенную смысловую нагрузку, т.е. отражать эмоции человека, отношения к ситуации. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети на своем лице также выражали разные чувства: радость, обиду, сочувствие и т.д. В процессе такого взаимодействия создаются все условия для подражания речи взрослого, для включения ребенка в процесс сопряженного говорения. Следствием этого будет развитие эмоционально-действенного общения, одного из первых ведущих видов деятельности нормально развивающего ребенка. Все это является необходимой базой для формирования одного из видов речевой деятельности – говорения. Устная речь на начальном этапе обучения является единственной формой речи.

Организационной формой специальной работы по формированию речи являются групповые занятия. Для создания готовности к включению в такие занятия с каждым ребенком проводится индивидуальная работа. Содержанием ее являются первичное знакомство со звукоусиливающей аппаратурой и ее использованием, различные игровые упражнения (направленные на развитие концентрации и переключения внимания («Ку-ку», «Вот идем, вот бежим», «Какой игрушки нет?»); способности к подражанию («Сделай так и так», «Поиграем вместе»); внимания и памяти («Поставь игрушку на место», «Чего не хватает?» и т.д.). В процессе общения с ребенком взрослый вызывает у него положительно-эмоциональное отношение к происходящему, стимулирует проявление голосовых реакций, сам включает слова типа: Ах! Ох! Вот! Там! Тут! и т.д.

На первых групповых занятиях взрослый на глазах у детей эмоционально разыгрывает простые сюжеты с игрушками, которые можно назвать звукоподражанием или лепетным словом. Дети воспринимают речевой материал слухо-зрительно, педагог стимулирует их к включению в процесс говорения. Эти занятия можно рассматривать, с одной стороны, как пассивные с точки зрения участия детей, но с другой стороны, способствующие осознанию детьми того, что объекты и действия могут как-то обозначаться, называться.  

 Приведем примерное содержание нескольких сюжетов.

1. К детям приходит кукла, приветствуя их поднятием руки. Взрослый словесно описывает ситуацию: «Вот ляля. Ляля топ-топ. Привет!». Появляется вторая кукла с машинкой, которую она везет за тесьму. Взрослый говорит: «Вот ляля. Вот би-би». Затем куклы вместе провозят машинку по кругу, прощаются и уходят, говоря: «Пока!».

 2. Прилетает несколько птичек. Педагог их кормит, сопровождая описанием: «Вот пи-пи. Пи-пи ам-ам». Появляется кошка, птички улетают. Педагог: «Вот мяу. Пи-пи там». Появляется собака и бежит за кошкой. Кошка убегает. Педагог: «Вот ав-ав. Ав-ав тут. Мяу там».

Постепенно содержание разыгрываемых сюжетов усложняется за счет введения большего количества объектов, действий с ними, состояний, а следовательно, и описание требует включение большего количество речевых средств. У детей, как правило, начинает проявляться интерес к игрушкам, которые «разговаривают», «действуют», появляется желание включиться в эту деятельность. Все это можно рассматривать как создание необходимой базы для формирования и отработки на занятиях по развитию речи не только пассивного, но и активного словаря разной сложности. Поэтому важной задачей является правильный отбор речевого материала, определение его объема, возможности повторения, запоминания и усвоения детьми.

Целесообразно определить группы речевого материала.

Первая группа – обиходно-разговорная лексика, связанная с организацией занятия: идите, сядьте, встаньте, наденьте (снимите) наушники, слушайте, идите и т.д. Эта лексика предъявляется детям в устной форме для слухо-зрительного восприятия, а ее содержательная сторона раскрывается при помощи общепринятых бытовых жестов.

Вторую группу составляет лексика, используемая для организации деятельности детей в процессе занятия: на, дай, покажи, возьми, положи и т.д. Методика работы с этим речевым материалом аналогичная.  Основной речевой материал занятий – тематический, предназначенный для отработки и усвоения его детьми. Он тесно связан, прежде всего, с содержанием занятий по ознакомлению с окружающим, а в дальнейшем и с занятиями по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Дети сначала учатся слухо-зрительно воспринимать речевую информацию педагога, содержанием которой являются звукоподражания, лепетные и некоторые полные слова, обозначающие названия предметов, действий. Ребенок смотрит на губы взрослого, следит за их движением, начинает улавливать и различать наиболее четко артикулируемые звуки в структуре слова, которое произносит взрослый. В зависимости от состояния слуховой функции дети могут получать существенное дополнение: улавливать такие компоненты речи как гласные звуки (особенно под ударением), целые слоги со звонкими или взрывными согласными, ритмико-мелодическую характеристику целого слова и т.д. Дети начинают замечать начало и конец речевых действий.

Навык слухо-зрительного восприятия как целостного синтетического образования совершенствуется по мере накопления в речевом опыте детей языковых единиц разного уровня (звуков, слов, фраз) и является основой для зрительного и слухового восприятия. Ответные реакции детей при разных способах восприятии – показ, поиск объектов, определение на ощупь, игровые действия с предметами и т.д. Одновременно у детей формируется способность к сопряженному проговариванию, что является предпосылкой для овладения детьми названиями в устной форме ранее воспринятого речевого материал на слухо-зрительной основе. Устное проговаривание может быть точным, усеченным и приближенным. Лексический материал включается в разные речевые ситуации, в разные тематические сочетания. Все занятия проводятся в игровой форме, создаются условия для включения детей в практическую деятельность. Примерный лексический материал представлен в разделе «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (с.143-146).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.227.42 (0.006 с.)