Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование разных форм словесной речи в системе обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
В настоящее время в коррекционном обучении словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста применяется такой методический подход, в котором на первоначальном этапе работы используется устная форма речи (восприятие и воспроизведение в соответствии с возможностями ребенка), что соответствует генетическому принципу. Восприятие устной речи осуществляется на слухо-зрительной основе с опорой на печатные таблички, т.е. глобальное чтение речевых единиц. Формирование языковых значений на этом этапе происходит путем прямого соотнесения речевых и предметных действий. Произносительная сторона устной речи формируется на основе подражания речи взрослого. Вспомогательными средствами выступают таблички, аналитическое чтение и письмо, дактилология, прием фонетической ритмики. Устная форма речи является превалирующий на всех этапах дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением слуха. Письменная речь используется в обучении детей с нарушением слуха на первых двух этапах исключительно как вспомогательное средство для усвоения словесной речи, для овладения звуко-буквенным составом слова, а на третьем этапе она становится самоценной как источник информации, получения новых знаний через чтение готовых текстов. Формирование целостного образа слова у детей с нарушением слуха происходит на основе графического образа (у слышащего ребенка – под контролем слуха). Письменная форма речи позволяет постепенно сформировать у детей способность к аналитическому чтению, овладеть при необходимости звуко-буквенным составом слова для последующего воспроизведения устно. Речевой материал любого содержания, оформленной в виде письменной таблички, сначала предъявляется детям устно на основе слухо-зрительного восприятия, затем для прочтения предъявляется табличка, а в заключении все снова проговаривается устно. Дактильная форма речи – специфическое вспомогательное средство, используемое, в основном, со второго этапа обучения детей словесной речи. По структуре дактильная форма речи совпадает с письмом, а по функции приближается к устной речи. Каждая дактилема соответствует одной из букв алфавита. Последовательность букв, отраженных в написанном слове, при использовании дактилологии передается в виде цепочки движущихся пальцев. Структура любого слова может быть точно продактилирована, при этом ручные кинестезии усиливают речевые, а те, в свою очередь, активизируют слуховые ощущения. При восприятии дактилирующей руки ребенок начинает активно опираться на зрительное восприятие. Положительная роль дактилологии выражается и в последующей точности воспроизведения буквенного состава слова, в овладении грамматическим строем языка, в использовании ее в любой ситуации общения. Однако использование дактилологии на всех возрастных этапах обучения может оказывать и отрицательное влияние: обусловливать нарушения ритмической структуры слова, замедленное, а часто послоговое произношение, нарушение интонационной стороны речи. Поэтому, как только будет усвоен звуко-буквенный состав слова через дактильное воспроизведение, слово должно произноситься ребенком только устно. При этом дактилология используется для исправления ошибок, допущенных в произношении слова, его грамматическом оформлении и т.д.
При использовании дактильной формы речи материал сначала предъявляется в устной форме, затем прочитывается по табличке, после этого проговаривается устно-дактильно, и, наконец, опять произносится устно. Главное отличие дактилологии от жестовой речи – ее прямое отношение к вербальному языку, который функционирует в форме звуковой членораздельной словесной речи. Жестовый язык в работе с детьми раннего и дошкольного возраста не используется, так как, во-первых, не совпадает с языком слов по значениям (многозначность, изменчивость, перенос значения) и, во-вторых, не стимулирует детей к процессу устного говорения, что может привести к депривации тех речевых задатков, которые есть у всех детей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.005 с.) |