Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возраст ребенка – 3-6 месяцевСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Основная цель – обогащение зрительных, осязательных и слуховых впечатлений. Важным звуковым раздражителем является речь взрослого и пение. Взрослый, взяв ребенка на руки, разговаривает с ним с различной интонацией, поет ему песенки, двигаясь с ним в такт мелодии. На этом возрастном этапе с ребенком начинает проводиться специальная работа по развитию слухового восприятия, включающая: - определение источника звучания (барабан, гармонь, голос) находящегося справа, слева, затем спереди и сзади при постепенно увеличивающемся расстоянии. Реакция ребенка – поворот головы в сторону источника звука; - дифференциация звучания музыкальных игрушек (барабан, гармошка). Источник звука постоянно находится с одной и той же стороны от ребенка. Например, гармошка всегда звучит справа, а барабан – слева. Ребенка побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки и влево – в момент звучания барабана. В результате у ребенка вырабатывается условный рефлекс на определенный звук и его направление. Для проверки прочности связи звучания с его источником можно 1-2 раза предъявить звук с другой стороны. Если ребенок по-прежнему поворачивает голову в сторону постоянного источника появления звука, это значит, что рефлекс стойкий и ребенок дифференцирует звук. Возраст ребенка – 6-12 месяцев. Этот период характеризуется переходом ребенка от пассивного восприятия к активному сотрудничеству. В процессе совместной со взрослым деятельности с игрушками, бытовыми предметами у ребенка формируется понимание некоторых слов – названий действий (дай, на, ладушки-ладушки, возьми, пока) и предметов. Ребенок воспринимает обращенную речь на основе слухо-зрительного, зрительного и слухового восприятия. Как только у ребенка вырабатывается реакция на слово в виде поворота головы или глаз к предмету, находящемуся на постоянном месте, начинается работа по восприятию этого слова на слух. Если используется индивидуальный слуховой аппарат, речевой материал произносится как за спиной ребенка, так и перед ним, взрослый при этом прикрывает свои губы рукой. После того, как ребенок научится воспринимать два слова, начинается работа по их дифференциации. Взрослый с ребенком на руках встает таким образом, чтобы оказаться между двумя предметами, находящимися на своих постоянных местах. Например, ребенка спрашивают: «Где ав-ав?». Ответная реакция ребенка: поворот головы к тому месту, где обычно стоит собачка. На вопрос «Где пи-пи?» ребенок поворачивает голову в ту сторону, где всегда находилась птичка. После этого игрушки размещаются в других местах, и ребенок учится находить их в новых условиях (ребенку каждый раз дается возможность поиграть с игрушкой). Затем работа проводится с новой парой игрушек. К концу первого года жизни у ребенка накапливается слуховой словарь в объеме от 6 до 12 слов. В содержание работы по развитию слухового восприятия входит обучение ребенка восприятию характера неречевых звучаний: быстрое и медленное звучание барабана, голоса (взрослый в такт звучанию двигается с ребенком, качает его на коленях и т.д.); плясовая и колыбельная песни (взрослый с ребенком двигается в соответствии с ритмом мелодии). МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Теоретические основы развития речи Детей с нарушением слуха В структуре дефекта детей с нарушением слуха выделяют, как известно, первичные и вторичные нарушения. К вторичным нарушениям относят отсутствие или глубокое недоразвитие речи, которое оказывает существенное влияние на развитие всех психических функций и процессов. Преодоление или достаточно заметное сглаживание этих последствий возможны только при условии правильной диагностики нарушения и организации направленного коррекционно-педагогического воздействия. Однако даже среди глухих детей нет абсолютно безречевых. У всех детей отмечаются определенные предпосылки развития речи (голосовые реакции, несоотнесенные звукопроявления и лепет, непроизвольное артикулирование и т.д.), соответствующие ранним этапам речевого развития слышащего ребенка. Как подчеркивают Л.П. Носкова и Л.А. Головчиц, «эти предпосылки выступают в качестве базовых компонентов уникальной человеческой языковой способности, которая формируется в ходе развивающего общения и на основе ранних форм предметной деятельности. Эта способность не является врожденной, а сама базируется на других фундаментальных психических способностях, таких, как двигательная, сенсорно-перцептивная, ритмическая, подражательная, умственная, коммуникативная»[1]. В исследованиях А.Р. Лурия указывает на то, что языковая способность развивается в процессе применения языка. Это и составляет содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха. При определении содержания и методики формирования речи у детей с нарушением слуха необходимо учитывать, во-первых, закономерности развития речи у нормально развивающихся детей, и, во-вторых, влияние нарушения слуха на протекание этого процесса и на весь ход психофизического развития ребенка в условиях слуховой депривации. Для того, чтобы правильно учитывать особенности развития ребенка в норме и при нарушении слуха на одном возрастном этапе, необходимо учитывать положение А.В.Запорожца о существовании не только стадийного (возрастного) развития, но и так называемого функционального. Возрастное развитие характеризуется не столько усвоением отдельных знаний и умений, сколько овладением ведущим видом деятельности. Функциональное развитие может происходить в пределах одного и того же возрастного периода, не перестраивая детскую личность в целом. Оно характеризуется частичными изменениями некоторых психологических свойств и функций, изменениями, связанными с овладением ребенком отдельными способами действий или знаниями. При функциональном развитии происходит не «перескакивание» с низшей возрастной ступени на более высшую, а наполнение видов деятельности, характерных для данного возраста, развивающими компонентами. Таким образом, целью специальной помощи детям с нарушением слуха является, во-первых, обеспечение максимального приближения их к ходу развития нормально развивающихся слышащих сверстников, и, во-вторых, стремление приблизить их к идентичной возрастной стадии. Это требует использования специфических методов и приемов обучения, учитывающих особенности развития ребенка с нарушением слуха. История сурдопедагогики накопила большой опыт коррекционного обучения глухих и слабослышащих детей, в том числе и обучение словесной речи (А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Л.А. Головчиц, Г.А. Гурцева, П.Д. Енько, Б.Д. Корсунская, Н.М. Лаговский, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, По определению Л.П. Носковой и Л.А. Головчиц, «целью современной системы речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников является формирование у них словесной речи в контексте развития и коррекции всей познавательной деятельности и максимального приближения к норме их личностных качеств, что способствует социальной адаптации детей уже на ранних возрастных стадиях»[2]. В процессе теоретической и экспериментальной разработки системы обучения языку детей с нарушением слуха были определены единые принципы формирования языковых умений в условиях специального обучения: генетический, деятельностный и структурно-семантический. Генетический принцип – это учет генезиса речевого развития, корней и источников овладения языком на каждой возрастной стадии и в каждый период обучения детей языку. В условиях специального обучения детей с нарушением слуха этот принцип необходимо рассматривать как учет при планировании языкового материала и методов его практического использования данных онтогенеза и филогенеза. Генетический принцип отражает эволюционную и индивидуальную историю развития языковых умений. При организации обучения языку должны учитываться врожденные задатки ребенка. Звуковая членораздельная речь как определенная знаковая система присуща не любому живому существу, а только человеку. Следовательно, вооружение словесной речи неговорящего – это основной путь его социализации, очеловечивания. На протяжении филогенеза у человека для овладения языком сформировалось приспособленное строение речевых органов, характерное анатомическое строение организма, в том числе и устройство руки, способной писать, рисовать, дактилировать, жестикулировать, печатать и т.д. Как биологический вид, человек приспособлен к использованию языка во всех его функциях: коммуникативной, сигнальной, познавательной, регулирующей. Следует подчеркнуть, что у человека есть способность к восприятию словесной речи и контроля за ней не только на основе слухового восприятия, но и с опорой на зрительное, тактильно-вибрационное восприятие (эти факторы передаются по наследству). Языковой механизм по-разному запускается у нормально слышащих детей и детей с нарушением слуха. Слышащий ребенок овладевает речью на основе подражания в готовом виде. При нарушении слуха необходима специальная работа, направленная на формирование у малыша потребности в речевом общении с окружающими и развитие речи. Следует также учитывать, что нарушение слуха – это не автономное нарушение, а перестройка всей функциональной системы в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип. Л.П. Носкова и Л.А. Головчиц подчеркивают, что реализация деятельностного принципа в обучении дошкольников с нарушением слуха речи осуществляется в двух планах: 1) речевой материал включается во все виды бытовой, игровой, продуктивной деятельности, в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, сенсорному воспитанию и др.; 2) к самому языковому материалу и способам его введения реализуется подход как к особому виду деятельности. Первичное знакомство ребенка с речевым материалом происходит не на занятиях, а в естественных условиях общения. Однако речевые средства при этом специально отбираются и планируются вместе с содержанием практической деятельности. На занятиях по развитию речи уточняется значение речевого материала через включение в новые условия, в разные контексты. Дети овладевают разными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, дактилированием, устно-дактильным проговариванием и слушанием, слухо-зрительным и зрительным восприятием, восприятием с руки дактилирующего. Каждый вид речевой деятельности, состоящий из особых речевых действий, должен на занятиях специально отрабатываться. Структурно-семантический принцип предполагает выбор речевых средств, определенную последовательность их введения в опыт общения детей, сочетание разных направлений в работе над языковыми единицами, установление поэтапности развития всей речемыслительной деятельности детей. При ознакомлении глухих и слабослышащих детей с названиями объектов лексическое обозначение, т.е. слово, сначала включается в простую фразу, а затем в более сложную, и отрабатывается в разных речевых формах (устной, письменной, дактильной, слухо-зрительной, зрительной, на слух). Например: вот кукла, возьми куклу, играй с куклой, кукла упала и т.д. Овладение речью предусматривает несколько этапов обучения с учетом возрастных периодов. На первом этапе обучения (дети в возрасте от 1,5-2-х до 4-х лет) допускается приближенное проговаривание, глобальное восприятие и ситуативность в усвоении значением слова. Второй этап (дети в возрасте от 4-х до 6-ти лет) характеризуется переходом детей к аналитическому и дактильному чтению, усвоению звуко-буквенного состава слова и точному проговариванию. На третьем этапе (дети в возрасте от 6-ти до 7 лет) продолжается работа по овладению детьми более точным воспроизведением речевых единиц, умением использовать слово в разных ситуациях, в умением использовать синонимы и антонимы и т.д.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.013 с.) |