Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описательно-повествовательная речь.

Поиск

Все умения, которые формируются в процессе диалогической речи, являются необходимой базой для становления монологической речи. Связная речь включает описание, повествование, рассуждение и формируется с опорой на метод пересказа и сочинения (рассказа).

Описание создается на глазах у детей с их непосредственным участием. Кроме названия реального предмета, объекта, явления, описание отражает свойства, качества, состояния, назначения, пространственные отношения. При обучении детей описанию предусматривается определенная система усложнения: сначала объектом описания являются предметы, простые по конструкции, затем их сочетание (кубик, шар, шар на кубике и т.д.), затем сложной конструкции (домик, кукла, машина, цветок и т.д.) и с различным пространственным расположением. Составление описательного текста опирается на тот опыт, те умения, которые дети приобретают в процессе овладения диалогической речью.

Используются разные приемы работы: подбор табличек и конструирование из них текста; соотнесение предметов и явлений, отображенных на иллюстрации, с табличками и с вариантами письменного описания, дополнение к описанию, использование опорных слов и т.д. Все виды выполнения заданий должны носить мотивированный для детей практический характер типа: демонстрация действий для кукол, детей друг для друга, выбор каждым ребенком задания по желанию, обмен заданиями и т.д. Активно используются разного вида игры: дидактические («Что напутал мишка?», «Правильно ли сказал Петрушка?», «У кого?», «Узнай по описанию», «Чья картинка?», «Ищи»), подвижные («Верно-неверно», «Беги ко мне!», «Ищи свой обруч»); сюжетно-ролевые «Магазин», «Приготовим всем обед», «Семья»).

По мере овладения детьми при описании использовать письменную форму постепенно включается устно-дактильное чтение с опорой на табличку.

Повествование – это сюжет, который разворачивается по времени в логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета с использованием самых разнообразных лексических и грамматических средств. Обучение повествованию осуществляется в основном на организованных занятиях.

Наряду с описанием предметов, реально происходящих событий постепенно вводится описание сюжетных картинок. Этот вид работы начинается с обучения описанию серии сюжетных картинок, которые по содержанию сначала близки социальному опыту детей, а потом их сюжеты отражают и другие, более разнообразные явления и события, понятные детям по смыслу. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок целесообразно придерживаться определенной последовательности. Сначала картинки в хаотичном порядке располагаются на наборном полотне. Детям предлагается их рассмотреть, дать оценку и составить сюжетную цепочку в нужной временной последовательности. При ошибках детям можно предложить, если возможно, продраматизировать ситуацию, если нет – использовать другие средства: дополнительные картинки, дополнительные действия и т.д. После этого предметом обсуждения становится каждая входящая в серию картинка. Затем к каждой картинке на табличках оформляется соответствующая подпись, а для объединения разрозненных высказываний (одного-двух) в связный текст используются слова-связки типа: потом, вдруг, а дальше и т.д. После составления текста детям предлагается его прочитать целиком, ответить на вопросы по тексту, озаглавить его.

При дальнейшей работе с текстом могут быть использованы разные методические приемы: соотнесение подписей с картинками и наоборот, конструирование подписей из рассыпного текста, дополнение пропущенных слов, игра «Найди пару» (ребенок с картинкой и ребенок с табличкой с соответствующим высказыванием ищут друг друга), продолжение описания, начатого взрослым с последующим самостоятельным пересказом и т.д. С целью самостоятельного пересказа содержания текста используются приемы работы, направленные на запоминание речевого материала: устно-дактильное воспроизведение текста сначала с опорой на таблички, затем самостоятельное говорение (может быть и устное); работа с разрезной азбукой, письмо и т.д. По серии сюжетных картинок могут быть изготовлены книжки-самоделки, а также варианты усложнения типа: детям предлагается придумать, что было раньше или что будет потом; составить диалог, который может состоятся между изображенным, например, мальчиком и мамой; последовательное разыгрывание цепочки сюжетов одними детьми с их описанием другими детьми и т.д. Важно постепенно знакомить детей с разнообразными схемами повествования: сначала научить детей строить высказывания, состоящего из нескольких предложений, а затем с последующим увеличением. В целом, рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения в повествовательный текст. Все это создает необходимые условия для обучения детей составлять рассказ по картинам с более развернутым сюжетом, разнообразным по содержанию (пейзажного содержания; картины, отражающие оформление; картины, отражающие действия и взаимоотношения действующих лиц, объединенных одним сюжетом; картины, отражающие несколько сюжетных линий). При обучении детей составлению рассказа по данным видам картинок необходимо учитывать последовательность с учетом их сложности.

Содержание работы над картиной любого вида включает несколько этапов. На первом этапе детям предлагается рассмотреть картину, высказаться по ее содержанию, а затем ответить на вопросы, направленные на детальный анализ изображенного, выяснение понимания причинных зависимостей. Содержание работы на втором этапе направлено на составление описательного или повествовательного рассказа. Планом рассказа являются вопросы, которые ребенок воспринимает по табличкам, а ответы на них – последовательное составление текста из набора заранее оформленных табличек. Рассказ, после его составления педагогом вместе с детьми, прочитывается и озаглавливается. Далее используются различные методические приемы работы, способствующие овладению ребенком его пересказом: драматизация (если возможна), ответы на вопросы, подбор иллюстраций, зарисовки детьми, составление рассказа из деформированного текста с опорой на вопросы, дополнение предложений, вставка пропущенных слов или предложений и т.д. Для овладения ребенком пересказом используются методические приемы работы, направленные на запоминание текста: устно-дактильное воспроизведение речевого материала, воспроизведение по памяти отдельных слов, предложений, восполнение начала, конца предложения и т.д. В работе со слабослышащими детьми можно использовать приемы перефразирования речевого материала. Опорой для пересказа могут быть вопросы и (или) иллюстрации. Затем пересказ должен строиться без какой-либо опоры. Целесообразно организовывать с детьми разыгрывание сценок из собственного жизненного опыта с ориентировкой на тему составленного рассказа.

Работа над содержанием сказок начинается на занятиях по развитию речи и проводится в определенной системе. Готовые тексты сказок могут быть несколько адаптированы. На первом этапе детей необходимо познакомить с действующими персонажами сказки. Если по содержанию сказки есть необходимость предварительно провести какую-либо предварительную беседу, то она может быть организована. На втором этапе с персонажами сказки разыгрывается сюжет с фиксацией на табличках речевого оформления, которые последовательно размещаются на наборном полотне. По завершению инсценировки педагог подводит детей к выводу, что такое «сказка» (приводятся примеры из сказки, которые в жизни не бывают) и знакомит с этим жанром. Затем текст сказки прочитывается педагогом вместе с детьми, определяется название сказки. На следующих этапах проводится работа, направленная на овладение детьми содержанием сказки: дети отвечают на вопросы, проводят драматизацию с персонажами сказки с ориентировкой на готовый текст и конструируют текст из набора табличек на основе драматизации. Для пересказа содержания сказки используются, в основном, те же методические приемы, что и при работе над текстами составленных рассказов. Каждая сказка оформляется в виде книжки-самоделки, включается в программу досугов, утренников, в игровую деятельность, где персонажами сказок становятся сами дети.

На занятиях по развитию речи дети знакомятся со стихотворным жанром. Работа над стихотворением состоит из нескольких этапов. Сначала вывешивается готовый текст стихотворения, прочитывается педагогом, а затем вместе с детьми. Дети знакомятся с новым жанром – стихотворением. После этого начинается построчная работа над содержанием стихотворения. Для этого используется драматизация, иллюстрации, специальная демонстрация каких-то предметов, признаков, действий и т.д. Дальнейшая работа над текстом стихотворения включает вопросы по содержанию, составление текста из деформированного речевого материала, выбор из текста заданного материала и т.д. Для запоминания стихотворения используются такие приемы работы, как чтение по цепочке в разной последовательности, разные варианты переворачивания табличек, самостоятельное воспроизведение начала, середины, конца фразы и т.д. В дальнейшем стихотворение включается в программу досугов, утренников, а также является материалом для изготовления книжек-самоделок.

Вопросы и задания

1. Составьте схему «Содержание работы по формированию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха».

2. Раскройте особенности соотношения различных форм речи в процессе работы по развитию речи детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста.

3. Разработайте игровые упражнения, направленные на овладение детьми с нарушением слуха лексикой; грамматическим строем речи.

4. Составьте несколько вариантов конспектов занятий по обучению дошкольников с нарушением слуха рассказу по серии картинок; по картинке со сложным сюжетом. Аргументируйте последовательность работы.

5. Сформулируйте основные требования к планированию работы по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.012 с.)