Методика работы над словесным ударением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над словесным ударением



    Словесное ударение является одним из элементов фонетической системы языка и выражается в выделении одного из слогов слова посредством более громкого и длительного его произнесения. Как подчеркивал Ф.Ф. Рау, словесное ударение является одним из важных факторов фонетической внятности речи детей с нарушением слуха, так как при неправильном его воспроизведении понимание речи может нарушаться.

Данные исследований Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой,
Л.М. Суржиковой, Н.Д. Шматко свидетельствуют о том, что произношение детей с нарушением слуха характеризуется обилием ошибок в словесном ударении. Это в значительной мере обусловливается особенностями словесного ударения в русском языке (разноместность, подвижность, свобода).

Н.Д. Шматко были выделила следующие наиболее типичные для детей с нарушением слуха ошибки в словесном ударении:

1) перенос ударения вперед, т.е. на первый или второй слог в трёхсложных словах с ударением на последний слог (лóпата);

2) перенос ударения назад (кубикú);

3) двойное ударение в трехсложных словах (дéвочкá);

4) постоянно изменяющееся ударение;

5) равноударное произнесение слов.

В процессе работы над словесным ударением учитель-дефектолог должен решить следующие задачи:

- сформировать технику выделения ударного слога (умение силой голоса, более длительным произнесением гласного выделить определенный слог);

- сформировать знания о месте ударного слога;

- обеспечить овладение учащимися подвижностью словесного ударения.

Обобщенную схему формирования навыка выделения ударного слога у детей с нарушением слуха можно представить следующим образом: сопряженно ® отраженно ® по надстрочному знаку ® самостоятельно.

    Обучение технике выделения ударного слога рекомендуется осуществлять на слоговом материале в процессе воспроизведения различных ритмов (тáта, татá, тáтата и т.д.). Учитель-дефектолог привлекает тактильную чувствительность ребенка, акцентируя внимание на более интенсивной вибрации гортани и длительном произнесении гласного. Ритм отхлопывается, при этом ударный слог выделяется хлопком большей интенсивности. Воспроизведение ритмов сочетается с обучением правильному произношению соответствующих слов (тáта – пáрта, кóшка; татá – рукá, окнó).

    Одним из действенных методических приемов обучения словесному ударению признано дирижирование – сопровождение произношения слова движением руки в воздухе. Выделяют два вида дирижирования:

- движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением. Это дает возможность обозначить место ударения в слове и количество слогов.

- движением руки сопровождается только ударный слог. Таким образом обозначается лишь место ударения в слове.

Выбор вида дирижирования обусловливается возрастом учащихся; степенью знакомства детей с речевым материалом; задачами, которые решает учитель.

Эффективным приемом, облегчающим овладение детьми с нарушением слуха словесным ударением, выступает моделирование, позволяющее образно представить структуру слов. Л.А. Чернышевич были сформулированы следующие рекомендации по использованию метода моделирования в процессе коррекции ритмической структуры слов в речи глухих учащихся: 1) поэтапное формирование навыков моделирования ритмической структуры слов глухими учащимися; 2) изменение типа выполняемых детьми действий моделирования; 3) постепенное усложнение видов заместителей; 4) использование специальных упражнений, позволяющих наглядно представить ритмическую структуру слов. 

Приведем некоторые примеры.

1. «Нарисуй слово». Цель – формирование умения определять и выделять ударный слог слова более громким и длительным произнесением гласного. Для изображения модели слова используются квадраты разного цвета: для ударного слога – красный, для безударных – синий. Учитель-дефектолог за экраном произносит слово, выделяя в нем словесное ударение. Ученик воспринимает на слух и изображает модель и произносит слово.

2. «Поезд». Цель – формирование умения определять количество слогов в слове и ударный слог, правильно воспроизводить словесное ударение. Используется модель – изображение поезда, на каждом из вагонов которого изображена определенная ритмическая структура (È, ÈÈ, ÈÈÈ). Ребенку раздаются таблички со словами, он должен правильно воспроизвести слово и определить, в каком из вагонов это слово «поедет».

3. Подбери слова». Цель – формирование умения осуществлять анализ ритмической структуры слов и правильно воспроизводить их. Учитель-дефектолог создает из разноцветных фишек различные модели слов (имеющих разное количество слогов и разное место ударения). Ребенку предъявляются предметные картинки с изображением различных предметов. Ученик должен назвать предмет, определить количество слогов, место ударного слова и соотнести с соответствующей моделью. По сравнению с предыдущим упражнением предусматривается повышение сложности задания, т.к. слово не представляется в графическом виде (изменяется вид речевой деятельности).

4. «Бабочка летает». Цели: 1) формирование умения определять место словесного ударения, 2) формирования представлений ученика о подвижности словесного ударения (рукá – рýки). Используются карточки, разделенные на сектора в соответствии с количеством слогов в слове. Ученик воспринимает слово-образец на слух, и определяет место ударения (бабочка перелетает с места на место).

5. «Кто где живет?». Цель – формирование знаний учащихся о нормах орфоэпии. Используются домики: в первом, например, живут слова, в которых «о» произносится как «о», во втором – «о» как «а». Ребенок предварительно расселяет слова по домикам, затем воспроизводит речевой материал.

Анализ рекомендаций К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ф.Ф. Рау позволил выделить следующие виды работ над словесным ударением:

1. Чтение рядов слогов с соблюдением ударения (тáтата, татáта и др.).

2. Определение на слух ритма в рядах слогов, воспроизведение и изображение ритма. На доске написаны имеющие различный ритм ряды слогов: тáта, тáтата, татáта и т.д. Учитель-дефектолог за экраном дважды произносит ритм, учащиеся повторяют ее, отхлопывают и изображают ритм.

3. Определение количества слогов в слове и ударного слога. На доске – картинки с изображением различных предметов (соответствующие им слова различны по количеству слогов и по месту ударения). Учитель за экраном дважды произносит одно из слов. Учащиеся говорят, какое слово произнес учитель. Можно предложить 3 варианта ответов: только словесный; словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма; словесный с изображением ритма.

4. Подбор слов к заданному ритму.

5. Подбор ритмов к группам слов.

6. Изображение ритма слова.

7. Расстановка ударения в словах при слуховом или слухо-зрительном восприятии сказанного учителем.

8. Самостоятельная расстановка ударения с поледующей проверкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)