Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы над словесным ударением
Словесное ударение является одним из элементов фонетической системы языка и выражается в выделении одного из слогов слова посредством более громкого и длительного его произнесения. Как подчеркивал Ф.Ф. Рау, словесное ударение является одним из важных факторов фонетической внятности речи детей с нарушением слуха, так как при неправильном его воспроизведении понимание речи может нарушаться. Данные исследований Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Д. Шматко были выделила следующие наиболее типичные для детей с нарушением слуха ошибки в словесном ударении: 1) перенос ударения вперед, т.е. на первый или второй слог в трёхсложных словах с ударением на последний слог (лóпата); 2) перенос ударения назад (кубикú); 3) двойное ударение в трехсложных словах (дéвочкá); 4) постоянно изменяющееся ударение; 5) равноударное произнесение слов. В процессе работы над словесным ударением учитель-дефектолог должен решить следующие задачи: - сформировать технику выделения ударного слога (умение силой голоса, более длительным произнесением гласного выделить определенный слог); - сформировать знания о месте ударного слога; - обеспечить овладение учащимися подвижностью словесного ударения. Обобщенную схему формирования навыка выделения ударного слога у детей с нарушением слуха можно представить следующим образом: сопряженно ® отраженно ® по надстрочному знаку ® самостоятельно. Обучение технике выделения ударного слога рекомендуется осуществлять на слоговом материале в процессе воспроизведения различных ритмов (тáта, татá, тáтата и т.д.). Учитель-дефектолог привлекает тактильную чувствительность ребенка, акцентируя внимание на более интенсивной вибрации гортани и длительном произнесении гласного. Ритм отхлопывается, при этом ударный слог выделяется хлопком большей интенсивности. Воспроизведение ритмов сочетается с обучением правильному произношению соответствующих слов (тáта – пáрта, кóшка; татá – рукá, окнó).
Одним из действенных методических приемов обучения словесному ударению признано дирижирование – сопровождение произношения слова движением руки в воздухе. Выделяют два вида дирижирования: - движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением. Это дает возможность обозначить место ударения в слове и количество слогов. - движением руки сопровождается только ударный слог. Таким образом обозначается лишь место ударения в слове. Выбор вида дирижирования обусловливается возрастом учащихся; степенью знакомства детей с речевым материалом; задачами, которые решает учитель. Эффективным приемом, облегчающим овладение детьми с нарушением слуха словесным ударением, выступает моделирование, позволяющее образно представить структуру слов. Л.А. Чернышевич были сформулированы следующие рекомендации по использованию метода моделирования в процессе коррекции ритмической структуры слов в речи глухих учащихся: 1) поэтапное формирование навыков моделирования ритмической структуры слов глухими учащимися; 2) изменение типа выполняемых детьми действий моделирования; 3) постепенное усложнение видов заместителей; 4) использование специальных упражнений, позволяющих наглядно представить ритмическую структуру слов. Приведем некоторые примеры. 1. «Нарисуй слово». Цель – формирование умения определять и выделять ударный слог слова более громким и длительным произнесением гласного. Для изображения модели слова используются квадраты разного цвета: для ударного слога – красный, для безударных – синий. Учитель-дефектолог за экраном произносит слово, выделяя в нем словесное ударение. Ученик воспринимает на слух и изображает модель и произносит слово. 2. «Поезд». Цель – формирование умения определять количество слогов в слове и ударный слог, правильно воспроизводить словесное ударение. Используется модель – изображение поезда, на каждом из вагонов которого изображена определенная ритмическая структура (È, ÈÈ, ÈÈÈ). Ребенку раздаются таблички со словами, он должен правильно воспроизвести слово и определить, в каком из вагонов это слово «поедет».
3. Подбери слова». Цель – формирование умения осуществлять анализ ритмической структуры слов и правильно воспроизводить их. Учитель-дефектолог создает из разноцветных фишек различные модели слов (имеющих разное количество слогов и разное место ударения). Ребенку предъявляются предметные картинки с изображением различных предметов. Ученик должен назвать предмет, определить количество слогов, место ударного слова и соотнести с соответствующей моделью. По сравнению с предыдущим упражнением предусматривается повышение сложности задания, т.к. слово не представляется в графическом виде (изменяется вид речевой деятельности). 4. «Бабочка летает». Цели: 1) формирование умения определять место словесного ударения, 2) формирования представлений ученика о подвижности словесного ударения (рукá – рýки). Используются карточки, разделенные на сектора в соответствии с количеством слогов в слове. Ученик воспринимает слово-образец на слух, и определяет место ударения (бабочка перелетает с места на место). 5. «Кто где живет?». Цель – формирование знаний учащихся о нормах орфоэпии. Используются домики: в первом, например, живут слова, в которых «о» произносится как «о», во втором – «о» как «а». Ребенок предварительно расселяет слова по домикам, затем воспроизводит речевой материал. Анализ рекомендаций К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ф.Ф. Рау позволил выделить следующие виды работ над словесным ударением: 1. Чтение рядов слогов с соблюдением ударения (тáтата, татáта и др.). 2. Определение на слух ритма в рядах слогов, воспроизведение и изображение ритма. На доске написаны имеющие различный ритм ряды слогов: тáта, тáтата, татáта и т.д. Учитель-дефектолог за экраном дважды произносит ритм, учащиеся повторяют ее, отхлопывают и изображают ритм. 3. Определение количества слогов в слове и ударного слога. На доске – картинки с изображением различных предметов (соответствующие им слова различны по количеству слогов и по месту ударения). Учитель за экраном дважды произносит одно из слов. Учащиеся говорят, какое слово произнес учитель. Можно предложить 3 варианта ответов: только словесный; словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма; словесный с изображением ритма. 4. Подбор слов к заданному ритму. 5. Подбор ритмов к группам слов. 6. Изображение ритма слова. 7. Расстановка ударения в словах при слуховом или слухо-зрительном восприятии сказанного учителем. 8. Самостоятельная расстановка ударения с поледующей проверкой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.) |