Методика работы с закрытой картинкой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы с закрытой картинкой



Была предложена Е.Е. Вишневской. Цель работы – сформировать у детей умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят. Начинается такая работа в 1 классе с простейших по содержанию картинок, на которых изображён какой-то один обязательно действующий персонаж (ребёнок или животное). Во 2 и 3 классах можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов, а затем — с несколькими планами.

Картинка вывешивается и закрывается или переворачивается тыльной стороной, либо учитель может держать книгу (учебник) в руках.

Содержание и формулировка вопросов к закрытой картинке от класса к классу усложняются. Так, в 1 классе педагог прямо побуждает детей задавать вопросы: «Спросите у меня, кто нарисован на картинке?». Если после двукратного повторения задания с ударением на слове «спросите» никто из класса не догадался, что надо сделать, учитель говорит задание ещё раз, показывая вопрос, записанный на доске или табличке. Дети читают вопрос хором, два ученика повторяют его. Учитель даёт ответ и предлагает повторить его. На доске справа от вопроса учитель может записать свой полный ответ в начале учебного года или краткий – к концу 1-го класса.

Важно помнить, что нельзя торопиться отвечать первому же спросившему ученику, т.к. главное здесь – научить задавать вопросы.

Во 2 классе учитель может дать общие указания о теме вопросов: «Спросите о погоде. Спросите о времени года. О чём ещё можно спросить?» Дети могут записывать ответы на листочках.

Позднее школьники учатся задавать вопросы по предложенному плану: Сначала узнайте, когда происходит действие, потом – где происходит, затем – кто на картинке, что делает и т.д.

Постепенно учитель приучает детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов: «О чём надо спросить сначала? Почему нельзя спрашивать, сколько мальчиков и девочек на картинке?» Следует помнить, что содержание картинки должно раскрываться от общего к частному.

При работе с многоплановой картиной в помощь детям на доске чертится схема многоплановой картинки.

В работе по закрытой картине можно выделить 4 этапа:

Беседа по выяснению содержания закрытой картинки. Заканчиваться первый этап работы может либо рассказом учителя о том, что нарисовано на картинке; либо рассказом сильного ученика с опорой на записи ответов; либо хоровым чтением всех ответов с установкой: «Вспомним, что нарисовано на картинке».

Зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, записанный на доске учителем или детьми у себя на листочках. Во время зарисовок дети могут задавать учителю вопросы уточняющего характера.

Анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта. Возможны следующие варианты:

выбирается два рисунка (верный и неверный) и прикрепляются на доску рядом с картинкой. Картинка по просьбе детей открывается. Учитель организует беседу по анализу рисунков;

прикрепляются все детские рисунки, или учитель просит детей показать их рисунки. Рисунки учащихся сравниваются с открытой картинкой;

равниваются два рисунка без опоры на картинку, а только по записям ответов на вопросы. Картинка в этом случае открывается только в конце урока, и каждый сопоставляет с ней свой рисунок самостоятельно. Этот вариант значительно сложнее, т.к. ученики вынуждены ещё глубже вникать в содержание ответов.

На третьем этапе обязательно организуется речевое общение. Учитель на доске может дать опорные выражения для сравнения рисунков с картинкой: «На картинке есть…, и у меня так же», «Я ошиблась, потому что я не нарисовала …;

Устное или письменное описание картинки.

Итак, работа по закрытой картинке –  эффективное средство развития диалогической и монологической речи. Усложнение работы от класса к классу происходит по трём направлениям: по содержанию картинок, по содержанию и форме вопросов к ним, по степени самостоятельности учащихся.

Нужно иметь в виду, что работу по закрытой картинке может вести «маленький учитель». Работа может проводиться и парами. Ведущему каждой пары даётся картинка. Он отвечает на вопросы своего партнёра. На основании его ответов товарищ делает рисунки по картинке. В этом случае речевая активность учащихся значительно возрастает, т.к. они все участвуют в диалоге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.005 с.)