Диагностическая основа обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая основа обучения



Основой правильной организации коррекционной работы по развитию слухового восприятия является педагогическое изучение состояния слуха ученика, включающее: педагогический анализ аудиограмм и исследование слуха речью.

Педагогический анализ аудиограммы  позволяет определить:

1) степень нарушения слуха (высчитывается средняя степень потери слуха на частотах 500, 1000, 2000 и 4000Гц).

2) является ли снижение слуха моно – или бинауральным;

3)  тип нарушения слуха.

Для нарушения звукопроведения характерны сравнительно небольшая степень потери слуха, горизонтальный (плоский) или восходящий тип кривой воздушной проводимости и нормальная костная проводимость (рис. 1).

Рисунок 1. Аудиограмма при нарушении звукопроведения

Нарушение звукопроводящего аппарата классифицируется как кондуктивная тугоухость. Как правило, снижение слуха в этом случае составляет от 10 до 60 дБ. При таком типе нарушения слуха эффективным оказывается использование слухового аппарата, поскольку для адекватного восприятия звуков окружающего мира необходимо определенное усиление по всему диапазону частот.

Поражение звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость – характеризуется резкой степенью нарушения слуха, нисходящей аудиометрической кривой, значительным понижением костной проводимости, обрывом кривой, т.е. отсутствием восприятия высоких тонов (рис. 2). Сенсоневральная тугоухость возникает при повреждении рецепторов улитки (волосковых клеток) и слухового нерва. Отличительной особенностью является то, что дети не воспринимают тихие звуки, а часто и речь разговорной громкости, в то время как громкие звуки вызывают у них неприятные и болевые ощущения. К решению вопроса о подборе режима усиления необходимо подходить с большой осторожностью.

Рисунок 2. Аудиограмма при нарушении звуковосприятия

4) что слышит ребенок с такой аудиограммой?

Ребенок слышит звуки, более сильные, чем определенные у него пороги. При больших различиях в порогах слуха на правом и левом ухе реакции ребенка на звуки и его речевое развитие определяются порогами слуха на лучше слышащем ухе.

Для организации практической работы учителю-дефектологу следует учитывать общее направление кривой аудиограммы от низких звуков к высоким и ее конфигурацию. Например, нисходящий тип аудиограммы характеризуется худшим восприятием высоких тонов по сравнению с низкими, зачастую выпадением восприятия определенных частот. Для восходящего типа аудиограммы характерно лучшее восприятия высоких тонов. Крутонисходящая аудиограмма характеризуется достаточно большой разницей между максимальным и минимальным порогами. Если падение начинается в зоне речевых звуков, и разница в слуховых порогах на 500 и
2000 Гц составляет 50-60 дБ, это ограничивает возможности улучшения сниженной разборчивости речи путем усиления звуков. При обрывистой аудиограмме из-за сужения частотного диапазона наблюдается ухудшение разборчивости воспринимаемой речи.

Исследование слуха речью осуществляется в начале учебного года и направлено на решение следующих задач:

1) выявление наличия условной двигательной реакции при восприятии речевых стимулов;

2) определение оптимального расстояния, на котором ученик уверенно реагирует на голос разговорной громкости;

3) выявление возможности ученика воспринимать на слух различные по фонетическому составу группы слов (со звукоусиливающей аппаратурой и без нее);

4) выявление возможности слухо-зрительного восприятия фраз с использованием звукоусиливающей аппаратуры[3].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.004 с.)