Развитие слухового восприятия во внеурочное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие слухового восприятия во внеурочное время



Работа по развитию слухового восприятия включается и в процесс внеклассной работы. Здесь создаются условия для отработки речевого и неречевого материала в разных условиях, что способствует более глубокому осмыслению информации учащимися, пониманию возможности использования речевого материала в разных ситуациях. Как отмечает
Л.П. Назарова, разнообразные виды деятельности учащихся во второй половине дня соответствуют условиям бытовой обстановки дома, способствуют успешной и эффективной социализации детей, интенсификации их общения.

Задачами внеклассной работы по развитию слухового восприятияявляются:

1) закрепление умений воспринимать на слух речевой материал, отработанный на специальных занятиях, т.е. включение материала слуховых занятий в свободную слуховую и речевую деятельность;

2) формирование новых слуховых образов на материале словаря, связанного со спецификой проведения внеклассных мероприятий;

3) расширение представлений детей о звуках окружающего мира;

4) развитие ориентировки в окружающей звуковой среде.

Элементы слуховой работы включаются во все виды деятельности, которыми руководит воспитатель: режимные моменты, подготовку домашних заданий, игровую деятельность, экскурсии, кружковую работу и т.д. В соответствии с этим материал для развития слухового восприятия во внеклассное время может быть условно разделен на несколько групп:

– материал разговорно-обиходного характера;

– словарь организационного характера;

– материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (терминологический словарь, связанный с выполнением заданий, характерных для данного предмета);

– лексика игровой деятельности;

– речевой материал экскурсий.

Основным способом восприятия речевого материала во внеклассное время является слухо-зрительный. Л.П. Назарова рекомендует планировать для восприятия только на слух ограниченный объем материала – 10–15 фраз.

При подготовке всех видов воспитательных мероприятий (утренников, экскурсий, бесед и т.д.) воспитатель должен очень досконально планировать словарную работу в целом и слуховую работу в частности:

1) проанализировать содержание слухового словаря, используемого во всех формах организации учебно-воспитательной работы (индивидуальные занятия, уроки, бытовая деятельность);

2) отобрать материал, который может органично войти в содержание мероприятий, проводимых воспитателем;

3) дополнить необходимый слуховой словарь;

4) определить окончательный объем материала, который будет предъявляться на слух в тех или иных условиях (восприятия, различения, опознавания, распознавания). 

В процессе игровой деятельности для развития слухового восприятия определяется словарь двух групп: знакомый по звучанию речевой материал, отработанный в иных условиях (на индивидуальных занятиях, фронтальных уроках по развитию слухового восприятия и обучению произношению и т.д.) и незнакомый по звучанию речевой материал – слова и фразы, слуховой образ которых должен сформировать воспитатель. Кроме того, в процессе организации игровой деятельности широко используется и неречевой материал: бытовые шумы, музыкальные звуки. Поэтому задачей воспитателя является не только закрепление слуховых возможностей учащихся, но и формирование новых слуховых образов, расширение слуховой ориентировки в новых условиях.

При подготовке домашних заданий для слуховой тренировки предлагается материал общеобразовательных предметов, поэтому должно быть четкое согласование содержания работы между учителем и воспитателем. В слуховые упражнения включаются специфические выражения, термины, а также наиболее употребительный в рамках каждого предмета материал. Обязательно используется возможность восприятия речи разных дикторов (дети слушают друг друга) на разном расстоянии.

Слуховая работа проводится на всех этапах организации экскурсий: при ее подготовке, в процессе проведения, при подведении итогов. На I и III этапах работа осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры (коллективной и индивидуальной). Глухим детям на слух предлагаются словосочетания, вопросы, фразы; слабослышащим учащимся – более сложный по структуре материал: тексты, стихи и т.д. Восприятие материала вне помещения осуществляется в более сложных условиях, так как естественный шумовой фон значительно усложняет слуховую тренировку. В этом процессе значительно возрастает роль индивидуальных слуховых аппаратов. По возможности используются радиосистемы.

Эффективность работы по развитию слухового восприятия во многом зависит от системности ее организации, единства предъявляемых к учащимся требований со стороны всех специалистов. Основой такого подхода является единство планирования материала для восприятия на слух на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассное время. Учитель и воспитатель должны по каждому предмету (виду занятий) планировать речевой материал, который будет предлагаться учащимся на слух. Часть этого материала будет единой по содержанию для всех форм организации обучения (индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, внеклассные занятия и т.д.). При этом формулировки одной и той же фразы рекомендуется варьировать. Так, если учитель-дефектолог предъявляет фразу: «Какая сегодня погода?», воспитатель может спросить иначе: «Посмотри в окно и скажи, какая сегодня погода».

Кроме того, всеми специалистами должна соблюдаться поэтапность формирования слуховых образов учащихся. Так, если на индивидуальных занятиях формируется умение различать на слух определенный речевой материал, он должен предъявляться таким образом во всех формах учебно-воспитательной работы. Предъявление этого материала для опознавания будет завышать уровень сложности задания, для различения – занижать.

Т.И. Обухова предлагает следующую форму совместного планирования слуховой работы:

Разделы речевого материала

Содержание материала

Этап формирования слуховых представлений

Расстояние для восприятия

со звукоусилива-ющей аппаратурой

без звукоусиливающей аппаратуры

             
             

 

Как подчеркивает Л.П. Назарова, благодаря слуховой тренировке происходит обогащение слухового словаря учащихся, усложняются конструкции предъявляемых на слух фраз. 

Наряду с речевым материалом в процессе воспитательной работы активно используется неречевой материал: музыкальные звуки, бытовые шумы и т.д. Дети должны научиться ориентироваться в мире звуков, научиться выделять из общего шума звуковые сигналы транспорта и реагировать на них, различать голоса птиц.

Вся работа по развитию слухового восприятия во внеклассное время осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального назначения. Выбор типа аппаратуры зависит от состояния слуха детей, вида внеклассной работы. Так, при помощи стационарной звукоусиливающей аппаратуры детьми воспринимается любой речевой материал. Для восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами предлагается материал, знакомый по звучанию. Обязательно планируется работа без звукоусиливающей аппаратуры, т.е. «на голое ухо». Глухим детям таким образом предъявляются преимущественно музыкальные и бытовые звуки, слабослышащим – речевой материал. При этом в зависимости от расстояния может варьироваться сила подаваемого сигнала.

Эффективность коррекционной работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся во внеклассное время во многом определяется уровнем профессиональной подготовки воспитателя:

- воспитатель должен хорошо знать уровень развития учащихся класса, степень сохранности слуха, вид звукоусиливающей аппаратуры, которой пользуется ребенок и режим усиления, необходимый каждому ученику;

- воспитатель должен уметь слышать недостатки произношения и владеть беглыми приемами коррекции;

- речь воспитателя должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структурные компоненты индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

2. Перечислите факторы, определяющие необходимость включения тех или иных компонентов в структуру индивидуального занятия.

3. Назовите методические пути реализации индивидуального подхода к развитию слухового восприятия школьников с нарушением слуха. Приведите конкретные примеры. 

4. Охарактеризуйте особенности группового занятия по развитию слухового восприятия. Перечислите факторы, которые должен учитывать учитель-дефектолог при комплектовании групп.

5. Составьте примерный перечень видов работ над диалогом, которые могут быть использованы на групповом занятии.

6. Подберите несколько статей из периодической печати для работы на групповом занятии по развитию слухового восприятия (класс по выбору).

7. Раскройте специфику проведения фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и коррекции произношения при работе с глухими и слабослышащими школьниками.

8. Охарактеризуйте преемственность в работе по развитию слухового восприятия на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях. Приведите конкретные примеры.

9. Составьте схему анализа фронтального урока по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.009 с.)