Методика обследование психофизического развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обследование психофизического развития ребенка



Содержание всех диагностических заданий соответствуют нормативным возрастным показателям развития ребенка. Полученные данные, их анализ и сопоставление с нормой позволяют сделать вывод об особенностях всех линий развития ребенка, которые в условиях нарушения слуха страдают в первую очередь. Исследование слуховой функции предшествует выявлению состояния двигательной сферы, зрительной ориентировки, действию с игрушками, эмоционального поведения, речевых проявлений. Отставание по этим линиям развития может быть выражено по-разному: по всем показателям одинаково тяжело или мозаично по степени тяжести; отставание в овладении теми или иными умениями во времени (например, более позднее овладение основными двигательными функциями). Контроль за развитием ребенка младенческого возраста целесообразно осуществлять ежемесячно.

Первые 10 дней после рождения ребенка. Проверяется, прежде всего, наличие зрительных ориентировочных реакций. Используется погремушка с шаром (диаметр 5-6 см). Проверяется способность ребенка к зрительной концентрации на погремушке и слежению за ее передвижением. Взрослый держит игрушку на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно ее перемещает 2-3 раза вправо и влево (до 30 см). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке (не следит), необходимо найти такое положение головы ребенка и то направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительное пространство.

Возраст ребенка – 10-18 дней. Продолжается осуществление наблюдения за проявлением у ребенка зрительных ориентировочных реакций. Используется любая яркая игрушка, которую взрослый раскачивает в руке, привлекая внимание к ней лежащего на спине ребенка. Когда сосредоточение вызвано, взрослый держит игрушку неподвижно на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция от ребенка: затормаживание и фиксация взгляда на игрушке или лице взрослого в течение 5-10 сек. Если реакции нет, взрослый может наклониться над ребенком, удалиться.

Возраст ребенка – 1 месяц. Проверяется способность ребенка к слежению за движущимся предметом. Используется яркая игрушка, которую взрослый раскачивает перед лежащим на спине ребенком. Игрушку необходимо приближать, удалять в сторону на расстоянии до 10 см, поднимать вверх на расстояние до 70 см, затем медленно передвигать вправо и влево на расстоянии 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция ребенка: концентрация взгляда на игрушке, плавное слежение с поворотом головы вправо и влево. Ребенку может быть оказана помощь в виде повторных движений игрушки с одновременным легким воздействием на туловище ребенка.

Эмоциональное поведение. С целью выявления эмоциональных реакций взрослый создает определенные условия: он наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, слегка поглаживает. Ожидаемая реакция ребенка: улыбка.

Развитие общих движений: приподнимание головы и удержание ее в течение 5 сек. Для проверки таких действий ребенка кладут на живот, выпрямляют руки, а при необходимости – поглаживают по спине.

Предпосылки развития речи. Взрослый до пяти раз ласково и певуче произносит звуки, наклонившись над ребенком на расстоянии 25-30 см. Ожидаемые ответные реакции ребенка: голосовые проявления в виде отдельных вокализаций.

Возраст ребенка – 2-3 месяца. Проводится наблюдение за проявлением зрительных ориентировочных реакций. Проверяется способность ребенка концентрировать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого (игрушка подвешивается над лицом ребенка, лежащего на спине, на высоте 50-70 см.). Ожидаемая реакция ребенка – концентрация взгляда на объекте в течение 20-25 сек. С 3-х месяцев проверяется способность ребенка, находящегося в вертикальном положении на руках у взрослого, концентрировать взгляд на игрушке или лице в течение 10 сек. (игрушку показывает второй взрослый). Для выявления способности ребенка к длительному слежению за двигающейся игрушкой, взрослый медленно передвигает игрушку вправо и влево один раз в каждую сторону на высоте 40-50 см (диаметр игрушки – 5-10 см). Ожидаемая реакция ребенка – непрерывное слежение за игрушкой в течение 10-15 сек с поворотом головы вправо и влево.

Эмоциональное поведение. Взрослый наклоняется над ребенком и, улыбаясь, ласково и оживленно разговаривает с ним в течение 25-30 сек. (повторяется несколько раз). Ожидаемые реакции ребенка: появление улыбки, издание тихих и коротких звуков, сгибание и разгибание ног и рук (проявление признаков «комплекса оживления»).

Развитие общих движений. Изучается способность ребенка к подниманию и удерживанию головы в течении 5 сек. Для стимуляции используется яркая игрушка, две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10-15 см). Если ребенок, лежа на животе, в течение 2 сек. не поднимает голову, перед ним на расстоянии 30-40 см ставится игрушка и медленно поднимается вверх. Ожидаемые действия ребенка: невысокое поднимание головы и удержание ее около 5 сек. Ребенку может быть оказана помощь со стороны взрослого: укладывание рук ребенка под его грудь, придерживание ног, поглаживание по спине.

Движения рук (с 3-х месяцев). Для стимуляции движений рук на перекладине над кроватью подвешиваются погремушки на расстоянии 10-15 см от лежащего на спине ребенка. Ожидаемые действия ребенка: оживление, выпрямление рук и случайное соприкосновение с игрушкой; разжимание пальцев при попытках захватить ее; слежение глазами за движениями рук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.004 с.)