Методика работы над произношением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над произношением



Методика работы над речевым дыханием

Речевое дыхание – видоизменение дыхания при речи. Характеризуется более коротким и глубоким вдохом, который производится главным образом через рот, значительным увеличением дыхательного объема и времени выдоха. Трудности в овладении детьми с нарушением слуха речевым дыханием обусловлены тем, что не обученный речи ребенок привыкает свободно выдыхать воздух из лёгких сразу же после вдоха, как при обычном дыхании.

На начальных этапах обучения рекомендуется использовать игровые       дыхательные упражнения, не связанные с речью, направленные на формирование умения делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом:

- для развития силы и длительности выдоха рекомендуются:  сдувание со стола песчинок, комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей на расстоянии, катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, вращение ветряных мельниц и т.д.

- для развития способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу используются: поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок так, чтобы они не перевернулись и не упали со стола, пускание мыльных пузырей и т.д.

Постепенно вводятся упражнения, связанные с воспроизведением речевого материала: длительное протяжное произнесение гласных; многократное повторение слогов на одном выдохе (папапа); произнесение на выдохе слов и фраз. Рекомендуется также прием наращивания предложений:

Мальчик положил

       положил книги

                       книги в сумку.

Мальчик положил книги.

Мальчик положил книги в сумку.

    Особое внимание уделяется формированию умения разбивать фразы на части (синтагмы) в соответствии со смысловой связью слов. Работа ведется в следующей последовательности:

- чтение фраз с разметкой учителя;

- чтение фраз с предварительной разметкой учащихся на основе слухо - зрительного или слухового восприятия написанного на доске текста;

- самостоятельная разметка текста учащимися с последующим чтением.

Требуя от детей произнесения на выдохе речевого материала, нужно, с одной стороны, следить, чтобы дети не делали чрезмерно глубокого вдоха, а, с другой стороны, не " выжимали" до последней степени из себя воздух. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения (Ф.Ф. Рау). В процессе работы над речевым дыханием рекомендуется использовать упражнения с использованием приема фонетической ритмики, разработанные Т.М. Власовой и
А.Н. Пфафенродт.

Методика работы над голосом

Целью работы над голосом является формирование умения детей с нарушением слуха пользоваться голосом нормальной силы, высоты и тембра.

Характер голоса детей с нарушением слуха зависит от степени и времени нарушения слуха. У большинства глухих и слабослышащих детей наблюдается чрезмерное напряжение мышц гортани, глотки и грудной клетки, что влечет за собой колебания высоты голоса, придыхание. Для голоса детей с потерей слуха характерны напряженность и резкость, придыхательность и слабость.

Выделяют следующие типы нарушений голоса:

1) нарушения тембра голоса: огрубление, придыхание, охриплость, сдавленный, скрипучий голос;

2) нарушения резонанса: гиперназальность (чрезмерное использование носовой полости как резонатора) и гипоназальность (недостаточное использование носового резонатора);

3) нарушения силы голоса: голос тихий, слабый, едва слышный; крикливый голос; приглушенный голос;

4) изменения высоты тона: голос слишком высокий; слишком низкий; колебания высоты тона;

5) отсутствие голоса.

Причинами нарушения голоса могу быть органические и функциональные нарушения центрального и периферического характера. Однако, как правило, нарушения голоса у детей с нарушением слуха часто связаны с невозможностью осуществлять слуховой самоконтроль за голоосообразованием.

Н.Ф. Слезина и Ф.Ф. Рау рекомендуют проводить упражнения над голосом на материале слогов, слов и фраз на протяжении всех лет обучения:

- выработка звучности голоса: папапапа____а____;

- изменение длительности гласных: па__па__па__ па па па;

- изменение силы голоса: ПАпаПАпа; ПАПАПА папапа;

- слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: папапа па па па;

- выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: папопапопапо, папупапупапу.

По мнению Д.К. Вильсона, при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха необходимо соблюдать следующие требования:

1) полностью использовать остаточный слух;

2) строго согласовывать программу голосовой терапии с общей программой развития ребенка, включающей развитие слухового восприятия, чтение с губ, коррекцию произношения, работу над лексикой и грамматическим строем речи.

Работу над любой из характеристик голоса он рекомендует осуществлять поэтапно:

1 этап – тренировка слухового восприятия;

2 этап – обучение правильному использованию голоса;

3 этап – закрепление голосовых возможностей.

На 1 этапе основной акцент делается на формировании умения детей дифференцировать на слух «правильный» и «неправильный» голос. Например, в процессе коррекции высоты тона ребенок учится определять нежелательную высоту тона голоса других людей (используются аудиозаписи). Сначала ребенку предлагают для различения 2 уровня высоты тона – очень низкий и очень высокий, а затем 3 уровня: высокий, средний и низкий (средний уровень должен соответствовать оптимальной высоте тона голоса ребенка). Если ученик не различает разницу в высоте голоса людей, Д.К. Вильсон рекомендует предложить для восприятия различные по высоте музыкальные инструменты, а после этого опять вернуться к тренировке слухового восприятия различий в высоте голоса. Можно использовать вспомогательные визуальные сигналы: высокие тоны сопровождаются поднятием руки вверх, низкие – опусканием руки вниз; предъявлять различные игрушки (птичку для высокого звука, клоуна для среднего и медведя для низкого); карточки, на которых будут указаны слова на соответствующем уровне высоты тона. Постепенно формируется умение улавливать отличия в высоте тона собственного голоса. Аналогично ведется работа над другими характеристиками голоса.

На 2-м и 3-м этапах выполняются различные «прямые» упражнения.

Для коррекции высоты голоса рекомендуют: произнесение гласных, слогов, слов и фраз на трех уровнях: низком, среднем и высоком:

высокий тон а                 бу            бинт Боря       

средний тон  о                      бо          булка              ест

низкий тон     и ба        болт                                булку.

При коррекции резонанса используются следующие упражнения:

- открыть рот, опустить спинку языка и плотно прижать кончик языка к задней поверхности резцов; в этом положении сделать несколько энергичных вдохов – выдохов;

- сжать губы, вдохнуть через нос и выдохнуть через рот; язык должен лежать на дне ротовой полости, а глотка оставаться расслабленной;

- широко открыть рот, сделать вдох через нос и выдох через рот;

- произнести несколько раз НЬ___А, отмечая различия в визуальных, кинестетических и тактильных ощущениях, связанных с этими звуками;

- произнести серию гласных звуков, заканчивая её звуками нь, н, м (пролонгированными): У____О____А_____НЬ;

Для улучшения ротового резонанса рекомендуются следующие упражнения:

- произнесение слогов (ба, да, га) и ритмических групп (ба – да – га);

- произнесение гласных И, А, У, сопровождая их ритмичными движениями.

Для улучшения носового резонанса можно рекомендовать:

- произнесение протяжное звуков М и Н, обращая внимание на покалывание в губах при М, в носу и языке при Н;

- протяжное произнесение м___н___нь, ощущая вибрацию лица.

В процессе работы над силой голоса можно использовать упражнения:

- сравнить громкое топанье с ходьбой на цыпочках, громкое хлопанье с тихим;

- игра «разбуди учителя»;

- ощущение рукой силы выходящего изо рта воздуха;

- наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;

- изменение силы голоса, меняя мышечное усилие при ударах в барабан;

- произнесение согласного длительно, изменяя силу голоса: в< в >в; з >з >з;

- счет от 1 до 10 с постепенным изменением силы голоса.

Упражнения, используемые в процессе работы над тембром голоса, зависят от типа дефекта:

1) для устранения придыхания:

- задержать дыхание, на некоторое время, сохраняя грудную клетку в слегка раздутом состоянии, а рот – открытым. Быстро и поверхностно дышать в этом положении, делая 2-3 коротких вдоха и выдоха в секунду;

- глубоко вдохнуть, затем через широко открытый рот выдыхать воздух небольшими порциями, останавливая поток воздуха;

- для развития нормальной голосовой атаки: произнести звук коротко (следя за напряжением в области гортани – при нормальном напряжении нет придыхания). Затем протяжно произнести а___.

- глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласный звук (а, и, у);

- глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя при этом громкий и тихий гласные. Это требует хорошего согласования работы голосовых складок со скоростью потока воздуха;

- при произнесении серии гласных чередовать шепот с обычной вокализацией;

- попеременно произносить ха и а, не удлиняя звук х. То же проделать со звуками у и и, затем перейти к чередованию гласных.

2) для коррекции с давленного, скрипучего голоса:

- сопоставление на слух;

- ощущение разницы между нормальным и дефектным голосом путем осязания вибрации гортани;

- показ перед зеркалом разницы между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и её напряжением при сдавленном голосе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.019 с.)