Методика работы над темпом речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над темпом речи.



       Темп является одним из выразительных средств устной речи и зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями. Темп речи является одним из факторов внятности устной речи детей с нарушением слуха. К нарушениям темпа речи относят брадилалию (чрезмерное замедление речи) и тахилалию (чрезмерное ускорение).

    При обучении детей с нарушением слуха следует начинать с более медленного темпа. Это необходимо для того, чтобы обеспечить достаточную четкость артикуляции и прочное закрепление в кинестетической памяти глухого отчетливых артикуляционных и слуховых (при остатках слуха) образов слов. Ранний переход к быстрому темпу часто является причиной неточной, “смазанной” речи глухих, а задержка на медленном темпе речи предрасполагает к монотонному, послоговому, а иногда и позвуковому произнесению слов.

    Н.М. Назарова исследовала влияние ускорения темпа речи на качество произношения звуков в речи глухих школьников и выделила 2 группы звуков:

1) звуки А, П, Т, К, М, Н, Л, которые при нормальном для глухого ученика темпе речи имеют невысокий процент появления в речи нестойких дефектов;

2) звуки И,О, Ф, Ш, Б, Д, С, которые даже при нормальном для глухого темпе речи имеют довольно высокий процент появления в речи нестойких дефектов.

В каждой из этих групп есть звуки, которые при ускорении темпа и прочих неизменных условиях:  резко увеличивают число нестойких дефектов (А, П, Т, К, Ф, С, Ш, М, Н) и не реагируют на ускорение темпа речи (Б, Д, Л). Из общей закономерности выпадает звук О, для которого ускорение темпа речи снижает число дефектных вариантов. Эти особенности учитель-дефектолог должен учитывать при планировании коррекционной работы.

Н. М. Назарова сформулировала методические рекомендации к обучению глухих учащихся правильному темпу речи при одновременном сохранении и улучшении ими качества произношения звуков:

1. Эффективность работы по нормализации темпа речи возможна лишь при условии её тесной связи с совершенствованием произношения звуков, которые при ускорении темпа начинают произноситься нестойко дефектно. Следует развивать у учащихся умение постепенно наращивать темп произнесения речевого материала, следя за качеством произношения звуков.

2. Важнейшим условием успешной работы над темпом речи является широкое использование ЗУА и средств внешнего контроля скорости речи.

3. Структура занятий должна обеспечивать развитие умения обнаруживать и исправлять допущенные ошибки. Средством самоконтроля у глухих должен стать контроль, основанный на мышечных речевых кинестезиях

4. Работая над нормализацией темпа речи глухих, необходимо реализовывать дидактический принцип от легкого к трудному как в подаче речевого материала, так и в использовании видов и форм речевой деятельности.

5. При проведении фронтальных занятий предпочтение необходимо отдавать таким упражнениям, которые проводятся в виде игр на соревнование. Это создает значительный стимул для ускорения темпа речи.

6. Работая над ускорением темпа речи глухих, необходимо постоянно тренировать учащихся в правильной организации речевого дыхания. Умение говорить на одном выдохе значительное количество слов существенно ускоряет темп речи за счет отсутствия непредусмотренных дыхательных пауз.

7. Соблюдение учениками норм орфоэпии и правильного словесного ударения также положительно влияет на ускорение темпа речи, т.к. орфоэпическое произношение является более экономным.

Виды работ над темпом речи:

1) сопряженное с учителем проговаривание речевого материала разичной сложности в медленном и более быстром темпе;

2) повторение за учителем (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия) слов в медленном и быстром темпе;

3) чередование медленного и быстрого темпа;

4) чтение речевого материала:

- сопряженно с учителем;

- под отбиваемый рукой такт;

- по подражанию;

5) составление предложений по картинкам;

6) самостоятельные высказывания учащихся (просьбы, поручения, сообщения, называние выполненного действия);

7) ведение диалога;

8)  чтение наизусть;

9) пересказ;

10) работа с секундомером и песочными часами.

    В качестве вспомогательных упражнений можно использовать ходьбу и маршировку в различных направлениях под различную музыку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.005 с.)