Методика развития диалогической (разговорной) речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития диалогической (разговорной) речи



Под термином «разговорная речь» имеется в виду диалогическая речь. Диалогическая форма речи — первичная форма, в которой осуществляется процесс общения как у нормально слышащих людей, так и у людей с нарушением слуха. Диалогическая речь является базой для формирования монологической речи.

В естественных условиях на первоначальном этапе развития детей овладение языком идёт на основе диалогической речи. Обучение глухих и слабослышащих школьников также начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространённой формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимися и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

Особенности диалогической речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А. К. Маркова, О.Б. Сиротинина, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.). Учёт этих особенностей является основой для построения методики развития разговорной речи глухих и слабослышащих учащихся. Кроме того, включение диалогической речи в учебный процесс служит способом его организации и ведёт к овладению речью. В связи с этим обучение разговорной речи должно осуществляться на всех уроках по всем учебным предметам и во внеклассное время.

В учебной программе «Русский язык» для 2-го отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха 2008 года выделен раздел «Развитие речи» (коммуникативная компетенция). В соответствии с требованиями программы  учащихся необходимо научить:

- понимать обращения, выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;

- обращаться к другому лицу по заданию учителя (воспитателя) или по собственному побуждению;

- отвечать на вопросы или задавать их;

- сообщать о выполненной работе;

- участвовать в диалоге.

Специальных уроков на развитие диалогической речи не выделяется. Система работы учителя по развитию разговорной речи в школах для детей с нарушением слуха осуществляется по следующим направлениям:

1) отбор речевого материала к различным урокам и определение способов го введения в речь детей;

2) проведение отдельных видов работ по развитию разговорной речи.

Е.Е.Вишневская предложила для более тщательного отбора речевого материала, необходимого для уроков, условно разделить его на три группы:

1 группа – материал для фиксации приобретаемых знаний, умений, для формирования понятий, например, на уроке чтения это  новые слова и выражения из текста;

2 группа – высказывания для общения учителя и учащихся: поручения, побуждения к речевому общению, оценка работы, просьбы о помощи и т.д;

3 группа –  высказывания для общения учащихся друг с другом: сообщение о своих удачах и о удачах соседа, предложение своей помощи.

Такой отбор речевого материала позволяет учителю не только сформировать понятия и представления, необходимые для изучения конкретного учебного предмета, но и максимально развивать речевое общение.

При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Так, материал первой группы заготавливается заранее на табличках или специальном плакате. Но постоянно держать эти таблички перед глазами детей нельзя. После урока этот материал сохраняется на специальном стенде как справочный. Материал второй группы учитель записывает на полях поурочного плана или на специальных карточках для индивидуального прочтения («Скажи ребятам, чтобы встали ровно, чтобы надели наушники»). Материал, необходимый для общения учащихся с учителем и между собой, надо записать в правой стороне доски за вертикальной чертой или на плакате. Как видим, материал по развитию разговорной речи может подаваться не только в устной, но и в устно-дактильной и письменной форме.

Обучение разговорной речи в специальной школе начинается с усвоения побудительных предложений. Русские сурдопедагоги С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Т.В. Нестерович, А.Ф. Понгильская в своих работах обосновали это следующими факторами:

1. Побудительные предложения просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека и обращены к определённым конкретным исполнителям этих действий.

2. Использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначения слова и фразы, т.к. речь педагога требует немедленной реализации сказанного в их поступках.

3. Использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речью в норме.

4. Учащиеся легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения, т.к. в них сохраняется постоянство определённых грамматических категорий (наклонения и лица глагола)

Для развития диалогической речи учащихся с нарушением слуха, так же как и слышащих, используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной ситуации общения, различные варианты бесед, дидактические игры, упражнения на составление диалогов, а также специальные речевые задания – упражнения (Спроси …. Узнай …. Скажи учителю ….), работа по закрытой картинке и серии закрытых картинок и так называемые «неполные задания учителя», т.е. задания с преднамеренным пропуском одного из членов предложения: «Открой книгу» (без указания страницы).

Остановимся на методике отдельных видов работ по развитию диалогической речи.

Методика проведения бесед

Беседа – своеобразный диалог, направляемый определённой темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. В процессе беседы формируются следующие умения: отвечать кратко или распространённо, внимательно слушать других, дополнять ответы товарищей, самому задавать вопросы, спрашивать, обобщать; воспитывается выдержка, тактичность. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих в ней лиц.

Беседа только в том случае увлечёт учащихся, если её содержание будет доступно и интересно, если она будет хорошо оборудована, если педагог будет побуждать ребят к различным действиям (покажите…, возьмите…), использовать приёмы драматизации действий и выборочное чтение для подтверждения той или иной мысли.

В каждой беседе довольно чётко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это можно осуществить различным образом: с помощью вопроса-напоминания (Какой скоро праздник?), загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать ее тему, цель, задачи предстоящего разговора, обосновать важность её, объяснить детям мотивы её выбора.

Основная часть может быть разделена на микротемы или этапы, т.е. существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться детьми. В процессе каждого этапа педагог должен стремиться заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривается раздаточный материал, выполняются игровые упражнения, используется занимательный материал. Хорошим вариантом окончания беседы являются пожелания детям.

Ведущим приёмом обучения беседе является вопрос. Различают вопросы репродуктивного,  поискового (проблемного) характера и вопросы, стимулирующие обобщения («О каких ребятах можно сказать –  это друзья?»). Как правило, в каждой законченной части беседы, вопросы располагаются в такой приблизительной последовательности: репродуктивные, поисковые и один – два обобщающих.

Пока у учащихся не сформировался навык проведения живой беседы, учитель, вовлекая учащихся в беседу, задаёт им вопросы, терпеливо поправляет ответы, предлагает задуматься над тем, как можно сказать по-другому, побуждает детей следить за ответами товарищей и вносить в их сообщения свои исправления и добавления. Особое внимание надо обратить на то, чтобы учащиеся отвечали на вопросы не только полно, но и кратко, в ответах не повторяли имёна существительные, а заменяли их местоимениями, задавая вопросы и отвечая на них, не забывали правильно употреблять изученные грамматические формы и новый лексический материал. Более живой и полезной формой проведения беседы является такая, в которой активно участвует весь класс.

Широко распространены беседы на темы, близкие к жизни детей. Это беседы об интересных событиях, о выполненной работе, выходных и праздничных днях, каникулах и т.д. Непременным условием таких бесед является их мотивированность. Создание мотивированности достигается путем специальной организации бесед.

Планируя беседу о выполненной работе, педагог вместе с другим учителем или воспитателем организует ее так, чтобы одна часть детей не знала, что делает вторая. Встретившись после работы, дети испытывают необходимость поделиться впечатлениями, расспросить друг друга о том, кто и где был и что делал и т.д. Организуя беседу об экскурсии, педагог побуждает учеников, пропустивших её по какой-то причине, задавать вопросы тем, кто участвовал в экскурсии. Аналогично можно побеседовать о просмотренном фильме, о прошедшем в школе празднике и т.д. Мотивированность детских разговоров определяется также новизной, необычностью предмета, явления, события.

На уроках чтения проводятся беседы по прочитанному рассказу, при этом  используются определенные приемы.

1. Учитель раздаёт нескольким учащимся карточки, на которых написан вопрос к тексту и её порядковый номер. В нужный момент педагог спрашивает: «У кого первый вопрос?» Ребёнок определяет его по указанному на карточке номеру. «Задай вопрос ребятам», - предлагает учитель. Кто-то из учеников повторяет вопрос, остальные отвечают на него. Аналогично проходит работа по остальным вопросам.

После двух-трёхкратного проведения такой работы учитель раздаёт карточки с вопросами уже без указания номера. Дети определяют их очерёдность по содержанию. Такая организация беседы формирует умение задавать вопросы по тексту, что сложно, особенно для глухих учащихся.

2. Учитель даёт одному ученику задание на дом - прочитать новый рассказ, просит родителей или воспитателя помочь ребёнку подготовиться к передаче содержания текста. На уроке сурдопедагог организует беседу между этим учеником и остальными учащимися класса, в процессе которой дети с помощью вопросов выясняют содержание рассказа.

После такой беседы ученики самостоятельно читают рассказ и относительно легко осваивают его содержание.

3. Беседа при одновременном чтении двух текстов. Класс делится на две команды. Каждая читает свой текст на идентичную тему. Затем учитель организует беседу между командами, причем ход беседы можно направить по любому руслу. Ответы каждая команда записывает или запоминает. При этом включаются совершенно необходимые при такой работе фразы:

— Я плохо понял, повтори слова.

— Поторопись, а то ты всех задерживаешь.

Таким образом, после ответов на вопросы у каждого ученика появляется запись по содержанию рассказа, который он не читал. Так создаётся реальная возможность для максимального словесного общения между всем учениками класса.

Дидактические игры и игровые приёмы основаны на интересе, связанном с угадыванием. Дети угадывают, какой предмет спрятан. Для этого незнающие спрашивают у тех, кто знает, какой предмет по величине, форме, цвету, для чего он предназначен (что им делают), живой или неживой и т.д. Узнают о целом ряде предметов, сложенных, например, в шкафу или откуда-то принесённых, угадывают, где спрятана вещь, кто её убирал, выясняют, чей предмет и т.д. Наиболее известны игры «Угадай, что в свёртке», «Угадай, кто это?». Более сложным вариантом игры является угадывание литературного персонажа.

Упражнения на составление диалогов могут быть следующими:

- составление диалога по заданной ситуации;

- составление диалога по картинке;

- составление диалога по заданной теме;

- продолжение начатого диалога;

- восполнение диалога;

- дополнение реплик;

- исключение из диалога лишних реплик;

- восстановление диалога;

- составление реплик — вопросов по данным ответам и наоборот;

- сюжетно-ролевые игры;

- совершенствование диалога;

- перестройка диалога;

- восстановление реплик диалога по ситуации;

- ведение диалога по заданию учителя;

- диалог-расспрос о сюжете закрытой картины;

- диалог-расспрос товарища о его семье, о нем самом;

- диалог-расспрос об интересных событиях, происходящих в школе, городе (деревне), стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.018 с.)