Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование разных форм речи и их соотношение в обучении словесной речи детей с нарушением слуха.Содержание книги
Поиск на нашем сайте На первоначальном этапе обучения словесной речи детей с нарушением слуха наряду с устной речью, как первичной формой, начинает использоваться и письменная в виде табличек с написанными на них печатным шрифтом словами и фразами (высота букв черного цвета на полоске белой бумаги 3,5-4 см). Слова в виде звкоподражаний и лепета используются только в устной форме. Письменная форма речи на начальном этапе обучения включается как дополнительное наглядное средство к устному слову и воспринимается детьми глобально, т.е. дети начинают овладевать так называемым глобальным чтением. После устного проговаривания слова (фразы), педагог предъявляет табличку, держа ее левой рукой ниже уровня рта, а указательным пальцем правой руки проводит вдоль длины таблички, чтобы она просматривалась от начала до конца слова. Дети сначала по подражанию взрослому приближенно, как могут, проговаривают слово. Зрительное восприятие с губ и таблички у разных детей происходит по-разному: одни прослеживают взглядом только движения губ педагога, подражают говорению, а табличку не читают, другие начинают пристально рассматривать табличку, запоминать изображение на ней графем (начало слова, конец и т.д.), у некоторых детей опора на табличку опережает проговаривание. Для проверки степени ориентировки детей в графическом образе слова иногда можно предъявлять табличку, исключая проговаривание. Определенную роль в формировании у детей готовности к восприятию письменной формы речи играют упражнения, которые включаются во вторую часть занятий по развитию речи. Это конструирование из палочек сопряжено и по подражанию различных фигурок (с постепенным переходом к изображению букв); обведение и ощупывание буквы (игры «Найди такую же», «У кого?» и т.д.); соотнесение предъявленной буквы графемой в слове на табличке; соотнесение идентичных по графическому составу слов на табличке и т.д. Для формирования соотнесения предмета с названием, зафиксированным на табличке, целесообразно на начальном этапе продолжать учить детей подбирать парные таблички, одна из которых уже соотнесена с предметом. По мере проработки тематического словаря и накопления речевых единиц в ходе разных ситуаций и видов деятельности дети самостоятельно находят и подкладывают нужные таблички к предметам, к выделенным признакам, совершают заданные действия, фиксируют определенное состояние и т.д. Прежде всего дети усваивают тот письменный материал, который наиболее часто повторяется: материал, связанный с организацией занятий, с организацией деятельности, запоминают свои имена и имена близких людей, названия игрушек, пищи и т.д. Овладение ребенком письменной формой речи является основой для аналитического чтения на основе сопряженного проговаривания целого слова с опорой на табличку. Дети, многократно воспринимая одни и те же таблички в разных условиях, начинают различать их по характерному образу некоторых букв в слове, узнавать одни и те же буквы в разных словах и соотносить их с артикуляцией звуков в речи взрослого. Чем точнее у детей становится произношение, тем лучше они воспринимают звуки в речи говорящего, быстрее находят и выделяют соответствующие буквы на табличке в слове. В этом процессе значимую роль играет обучение детей работе с разрезной азбукой. Во второй части занятия по развитию речи дети учатся составлять маленькое слово сначала из ограниченного набора букв, а потом все увеличивающегося. Например, слово «мяч» составляется из набора трех букв, потом четырех (одна буква лишняя) и т.д. На третьем этапе обучения дети работают со всей азбукой, составляют не только отдельные слова, но и словосочетания, фразы с опорой на табличку и самостоятельно. Обязательным условием является прочтение ребенком составленного слова. Постепенно процесс аналитического чтения становится более качественным. Основополагающую роль играет овладение детьми произносительными нормами, а также постоянное упражнение детей в чтении всего предъявляемого речевого материала в разных видах деятельности. Для качественного изменения процессов восприятия и воспроизведения речевого материала необходимо включение дополнительных опор, новых вспомогательных средств. Таким вспомогательным средством является дактильная форма речи. В отличие от написанного на табличке слова, которое предъявляется целиком, дактильное воспроизведение является побуквенным, может быть передано в более медленном темпе, иногда с остановкой на отдельных знаках для подчеркивания окончаний в словах. Ознакомление детей с дактильной формой речи осуществляется при сохранении ведущей роли устной речи. На предыдущем этапе работы на занятие по развитию речи (во второй его части) включались упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, что имеет большое значение не только для овладения произношением, изобразительной деятельностью, но и для создания у детей готовности к овладению дактилологией. В итоге дети начинали повторять рисунок положения пальцев, соответствующий той или иной дактилеме, без соотнесения сначала со знаком. Нецелесообразно обучение детей дактилологии начинать с усвоения сначала всего алфавита, а потом уже учить дактильному воспроизведению речевого материала. Целесообразно начинать обучение дактилологии с усвоения наиболее простых по конструкции знаков и сразу включать их в устно-дактильное воспроизведение маленьких, знакомых по содержанию слов с опорой на табличку. Однако это не исключает использование специальных упражнений на соотнесение знака и буквы при постепенном увеличении их количества. Чем сложнее становится речевой материал, над которым ведется работа и который дети должны будут в конечном итоге воспроизводить самостоятельно устно, тем большую роль начинает играть вспомогательное средство – дактилология. Эффективно использование дактильной формы речи и при организации общения детей друг с другом. Это способствует формированию навыков речевого поведения и развитие языковой способности как личностного качества ребенка с нарушением слуха. В речевом развитии слабослышащих детей с учетом их слуховых, произносительных и интеллектуальных возможностей дактилология используется в меньшем объеме, главным образом для уточнения структуры слова, исправления ошибок в письме, чтении и произношении. Таким образом, в обучении детей раннего и дошкольного возраста используется три формы речи. Важным условием является правильное их соотношение в зависимости от этапа работы над словом. Если на начальном этапе обучения используется только устная форма речи (слухо-зрительное, слуховое и зрительное восприятие), то в дальнейшем вводится письменная форма речи (таблички) и работа ведется при соотношении двух форм с приоритетом одной из них в зависимости от способностей ребенка к самостоятельному говорению. При использовании дактилологии как вспомогательного средства для усвоения звуко-буквенной структуры слова письменная форма (таблички) является ведущей формой. Но как только состав слова усвоен – ведущей формой становится устно-дактильная, и необходимость использования таблички отпадает. По мере овладения ребенком произношением ведущей становится устная форма речи и говорение осуществляется без дактильного сопровождения. Таким образом, реализуется основная задача формирования словесной речи – овладение ребенком устной речью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.009 с.) |