Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим, в процессе игровой, продуктивной, трудовой деятельности, при реализации содержания видов деятельности по физическому воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим, в процессе игровой, продуктивной, трудовой деятельности, при реализации содержания видов деятельности по физическому воспитанию



Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависит от специфики содержания, этапов обучения, приобретаемых детьми умений и знаний в соответствии с конкретным направлением коррекционно-педагогической работы. Речевой материал должен способствовать осмыслению деятельности детей, сопровождать эту деятельность, однако не может играть ведущую роль в этом процессе. Задачи речевой работы подчиняются тем задачам, которые являются главными и основными в обучении игре, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим и т.д. Специальная отработка речевого материал осуществляется на занятиях по развитию речи, где включаются различные виды упражнений по овладению детьми звуко-буквенным составом слова, по уточнению и расширению содержательной стороны слова, по его включению в разные речевые конструкции, по развитию способов восприятия и воспроизведения речевых средств и т.д.

Предъявляемый речевой материал условно можно разделить на несколько групп:

1 группа – слова, словосочетания и фразы, связанные с организацией занятия (идите, сядьте, слушайте, смотрите, наденьте аппараты, где Таня? Таня заболела. Как вы думаете, что будем делать?);

2 группа – так называемый «терминологический словарь», связанный с определенным видом деятельности (бумага, карандаш, возьмите пластилин, рисуйте, будем лепить, приклей и т.д.).

3 группа – речевой материал, связанный с тематикой занятия. Это может быть, например, название игры, название дидактического материала, название действий и изображаемого объекта, описание натуры и т.д.

4 группа – речевой материал, направленный на организацию деятельности детей, на их общение в процессе занятия, в ходе игры (Что ты делаешь? Что ты нарисовал(а)? Что делает Саша? Что у тебя на столе? и т.д.).

Использование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) соответствует общим требованиям в системе обучения словесной речи детей с нарушением слуха и формирования видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного, зрительного и слухового восприятия). Начальной формой речи во всех видах деятельности и занятий является письменная форма (таблички).

Особое место в развитии речи занимает раздел «Ознакомление с окружающим миром». Основными задачами данного раздела, как определено программными требованиями, является формирование достоверных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и качествах, назначении, способах действия, о социально-бытовых явлениях и пространственных отношениях, о природе и явлениях в ней и т.д. В основе формирования представлений лежит чувственное познание, которое осуществляется через взаимодействие с объектами, через зрительное и тактильно-двигательное восприятие, через развитие разных видов ощущений и т.д. Это обеспечивает наполнение слова подлинным значением. Сначала ребенок оперирует содержанием словесного обозначения на нулевой степени обобщения (конкретный мяч, стул и т.д.), затем его ориентировка становится более содержательной, что соответствует первой степени обобщения (это все мячи, стулья и т.д.) и, наконец, второй (игрушки, мебель) и третьей (вещи) степеней обобщения. Ведущими методами обучения на первых годах выступают наглядные и практические, затем активно включается и словесный. Выбор превалирующего метода зависит от темы, задач и готовности детей к усвоению информации.

Тематически занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи, должны практически совпадать. При этом следует учитывать следующие факты:

1) формирование представлений и фиксация их в слове на занятиях по ознакомлению с окружающим предшествуют работе над этим речевым материалом на занятиях по развитию речи;

2) для отработки речевого материала на занятиях по развитию речи в качестве наглядности достаточно использовать иллюстративные средства, которые актуализируют сформированные ранее представления на основе практического ознакомления с натуральными объектами, игрушкам и т.д.

Таким образом, объектом внимания при ознакомлении с окружающим являются предметы и явления действительности, а речевые средства (слова, словосочетания, фразы) выступают способом фиксации сформированных представлений. Объектом же внимания при формировании речи являются именно речевые средства, которые систематизируются, отрабатываются как по значению, так и по способу использования в разных сочетаниях, в разных видах речевой деятельности. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)