Особенности профессиональной этики. Этика в сфере экономики, бизнеса и межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности профессиональной этики. Этика в сфере экономики, бизнеса и межкультурной коммуникации



Профессиональная этика - область прикладного этического знания, ориентированная на осмысление нравственных контекстов профессиональной деятельности и обоснование соответствующих кодексов поведения.

Статус профессиональной этики является до сих пор дискуссионным, как и большинство вопросов (особенно теоретического, методологического характера), составляющих проблемное поле этой сферы этического знания. Большинство исследователей солидаризуется в том, что профессиональную этику не следует отождествлять с прикладной этикой, поскольку последняя исследует значительно более широкий круг общезначимых проблем, а не только вопросы профессионального поведения.

Главные особенности профессиональной этики могут быть представлены следующим образом:

специфика профессиональной этики связана с тем, что она конкретизирует моральные требования применительно к особенностям определенной профессии. Своеобразие профессии, таким образом, рассматривается, прежде всего, с позиций ее главных ценностных оснований и нравственной ориентированности;

субординация и содержательная интерпретация нравственных требований в профессиональной этике во многом определяется установкой на общий интерес, общее благо, которое призвано регулировать поведение всех индивидуальных субъектов профессионального сообщества;

практическая ориентированность профессиональной этики проявляется по многим направлениям и связана, в первую очередь, с поддержанием высокого статуса профессии и ее представителей, содействием конструктивному разрешению возможных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

одной из главных задач профессиональной этики является создание профессиональных кодексов, которые фиксируют наиболее значимые моральные и внеморальные (административные, правовые и пр.) требования к представителям профессии. Такие кодексы полифункциональны: адаптируют нравственные представления к профессиональным ситуациям, поддерживают целостность и моральный «климат» профессиональных коллективов, способны выступать в качестве критериев моральной и профессиональной «доброкачественности» индивидов и т.д.

в связи с тем, что действенность профессиональной этики существенным образом связана с наличием реальных механизмов внедрения ее разработок в практику, тенденцией современного этапа ее развития является разработка моделей этической экспертизы конфликтных или проблемных профессиональных ситуаций, а также стимулирование создания этических комиссий (этических комитетов), выполняющих функции контроля и регуляции.

Поскольку профессиональная этика опирается не только на собственно этическое знание, но все более активно использует потенциал других видов знания (психологии, педагогики, социологии, правоведения и др.), ее междисциплинарная ориентация становится все более явной.

Основные разновидности профессиональной этики традиционно связывались с теми профессиями, которые наиболее специфично выражали взаимоотношения между людьми, были центрированы на человека (медицинская этика, педагогическая этика, журналистская этика, этика правоохранительной деятельности и др.). Однако бурное развитие профессиональной этики последнего времени характеризуется появлением все большего количества ее разновидностей (этика финансовых служащих, этика работников сервиса, этика библиотечных работников и т.д.), которые пока не поддаются какой-либо классификации.

Этика и бизнес. Предпринимательство современной Беларуси находится на новом этапе развития. Понятия «деловая этика», «бизнес-климат», «этическое поведение», «этический кодекс», «социальная и этическая ответственность бизнеса» наполняются конкретным содержанием и приобретают важное значение для стратегии устойчивого экономического развития нашей страны. Все большее число белорусских бизнесменов задумываются над этическими вопросами. В условиях глобализации во всех странах отмечается рост эффективности этических бизнес-программ. В этой связи актуальными становятся новейшие исследования в области этики бизнеса.

Использование кодексов поведения и принципов корпоративной этики получило в настоящее время широкое распространение. Руководители предприятий сегодня считают, что этический кодекс необходим любой компании или фирме, включая поддержку этических принципов на самом высоком уровне. Немаловажное значение имеет деятельность независимого этического комитета, “горячие линии” и др. Особое внимание обращается на необходимость “вписывать” этическое поведение каждого сотрудника в общую систему деятельности корпорации, а также публичность и открытость этических кодексов, равенство между всеми работниками, самостоятельность в принятии решений на основе системы ценностей, необходимость определять свои этические позиции, постоянный диалог администрации и сотрудников. В новейших исследованиях особое место уделяется вопросам нарушения этических норм и их последствий, подчеркивается необходимость моделирования этического поведения.

Этика корпоративных отношений становится все более востребованной в современном бизнесе. В первую очередь работодатели принимают во внимание вопросы этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приёме на работу. Работодатели исходят из того, что выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений является её "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнёр или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения. Отмечен тот факт, что использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этическое поведение становиться естественным и ненарочным. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. В этой связи заслуживает внимание проблема содержания понятия «этики бизнеса», его отличия от понятия «этика», «этикет», «мораль бизнеса».

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить в логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому человеку, немалую роль играет такая мелочь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни. Для установления полезных взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Это возможно при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и в деловых отношениях. Эти навыки должны найти своё воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение желаемого результата беседы, причём в корректной форме, является важным условием, как в бытовом, так и в деловом общении.

Как пример можно отметить случай, который произошёл 30 сентября в 1982 году, когда семь человек погибло, принимая препарат "Тайленол", - новый вид анальгетиков, созданный компанией «Джонсон и Джонсон». Тогда корпорация «Джонсон и Джонсон», несмотря на финансовые издержки в виде 100 млн. долларов, решилась на поступок, который впоследствии стал хрестоматийным примером исполнения этического кодекса своей компании, и отказалась от производства этого препарата.

Исследования последних лет показывают, что бизнес остро нуждается в некоем этическом барометре или этическом рейтинге, поскольку в последние годы планка моральных требований в Европе и США имеет тенденцию к снижению. Особое значение приобретает использование рейтинга деловой этики (рейтинг BENI), широко практикуемый для определения этического состояния бизнес-культуры в различных странах.

В целом, этические кодексы, основываясь на фундаментальных нравственных ценностях, имеют тенденцию к глобализации и способствуют совершенствованию культуры бизнеса. В условиях глобализации вопросы этики тесно связаны с проблемами культурных различий. Мультикультурализм автоматически приводит к умножению совокупности правил и норм. Очевидна тенденция к созданию универсальных принципов, и, вместе с тем, нельзя допустить, чтобы при создании глобальных стандартов утрачивались культурные различия, и навязывалась глобальная культура. Бизнес-культура современной Беларуси вносит свой вклад в решение насущных проблем деловой этики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)