Особенности этического сознания эпохи Средневековья. Нравы Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности этического сознания эпохи Средневековья. Нравы Средневековья



Основные ориентации этического сознания эпохи Средневековья: теоцентризм; супранатурализм; антирационализм; трансцендентное понимание смысла жизни; ригоризм; аскетизм; новая трактовка добродетелей; идея равенства.

Теоцентризм - идея бога как морального абсолюта: жизнь человека и ценности этой жизни приобретают смысл только в соотнесении с божественным законодательством; Бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно истинного источника морали.

Супранатурализм, или супернатурализм (от лат. super – сверху и naturalis - природный) – направление мысли, которое допускает наличие сверхприродной и даже сверхразумной действительности. Познается или посредством особой функции духа (вера, предчувствия, интуиция, экстаз), или при помощи превосходящего наше понимание источника познания – откровения. Противоположность – натурализм, рационализм.

Антирационализм большинства средневековых мыслителей, или приоритет веры над разумом. Основа интерпретации нравственности – не разум, а религиозная вера. Разум занимает второстепенное место как в постижении существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции.

Трансцендентное понимание смысла жизни. Трансцендентный (от лат. transcendere - переступать) – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность – имманентный.

Пессимизм и оптимизм этического сознания: противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мотивов: пессимизм преимущественно касается «здешнего» мира, оптимизм связан с упованиями на «Божий град». Русский религиозный мыслитель второй половины 19 в. К. Леонтьев, например, взял за основу своей концепции «пессимистического оптимизма» («Слава Богу, что не хуже») средневековые подходы к противоречивому соединению пессимизма и пессимизма..

Ригоризм - (франц. rigorisme, от лат. rigor – непреклонность, острота, строгость) – строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении. Ригоризм христианской морали проявляется в отказе от своеволия, подчинение воле бога: человек – «сосуд для божества».

Средневековой морали присущ аскетизм: телесное – тлен, главное – спасение души.

Иное понимание добродетелей, по сравнению с античной этикой: вместо «блестящих пороков» поздней античности – любовь, милосердие, смирение.

Идея равенства людей: провозглашение равенства людей перед богом.

Противоречие между сущим и должным: сущее («весь мир во зле лежит») и должное (Царство Божие, абсолютно безупречное).

Любовь – универсальный принцип христианской морали. В центре христианской этической концепции – идея любви к Богу. Из любви к Богу проистекает нравственное отношение, т.е. любовь к ближнему; она позволяет придать морали общечеловеческий статус; освящает все сущее.

Новые добродетели неизвестны античности: милосердие – прощение обид, готовность к состраданию, активной помощи страждущим. Смирение.

«Золотое правило» нравственности, сформулированное во многих религиозных этических учениях, в том числе в раннем христианстве: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф., 7, 12)

Отличия христианской этики от стоицизма и др. античных этических учений: стоицизм ориентирован на сильную личность, способную все обрести в себе самой, тогда как христианство обращено к «нищим духом», к «труждающимся и обремененным». Отчаявшимся – утешение: искупление страданий и вечное блаженство. Стоицизм христианство отвергло как эгоцентричное учение, хотя и испытало его влияние. Когда афинские философы-стоики и эпикурейцы слушали ап. Павла, то они быстро разочаровались. Как пишется в Библии: “Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время” (Деян.17:32).

Выводы:

1. Христианская мораль рассматривалась прежде всего не как предмет философского изучения и обоснования, но в качестве предписания, непосредственно вытекающего из учения церкви: 10 заповедей, заповеди блаженства, Апостольские правила, церковно-государственное законодательство и др.

2. Следует отметить противоречие между нравственными идеалами и их историческим воплощением: идеал всеобщей любви – преследование инакомыслящих; провозглашение равенства людей – поддержание социального неравенства; обличение страсти к деньгам и богатству – превращение Церкви в крупного собственника земель, недвижимости и т.д.

3. Моральное сознание не отделяется от других форм общественного сознания: нравственность – специфический способ регуляции всех иных нормативов. Этическая проблематика входит в единый универсальный комплекс христианской теологии, философии. Этическое сознание существует в религиозно–догматической форме.

4.Проблема теодицеи содержит в себе ряд других проблем этического характера. Теодицея (от греч. Theos – Бог и dike - справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле. При этом не признается зло или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир (стоики, Лейбниц).

Критика теодицеи у Эпикура: или Бог желает избавить мир от несчастий, но не может,

или может, но не желает, или не может и не желает, или и может и желает. Первые три случая не отвечают представлению о Боге, а последний не согласуется с фактом наличия зла.

Христианская этика сегодня наряду с этикой ценностей, социальной этикой (эвдемонизмом), входит в число трех основных типов этических систем. В своих выступлениях Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно указывал на то, что христианские ценности и идеалы лежат в основе выдающихся культурных достижений белорусского народа. “Священные христианские заповеди, - подчеркивает Глава белорусского государства, - лежат в основе морали нашего народа”.

Главные этические идеи Августина и Фомы Аквинского. Нравы средневековья. Основные этические идеи Августина Аврелия (354-430 гг.): Бог – единственный источник и критерий морали; предопределенность человеческой судьбы божественной благодатью. Настаивал на изначальной человеческой греховности. Источник зла – первородный грех. Ко злу влекут главные страсти: «похоть плоти», «похоть очей», «гордость житейская».

Основные этические идеи Фомы Аквинского, 1225-1274 гг.: основа – этика Аристотеля; интеллектуализм: соединение веры и разума; мораль есть способ приобщения человека к Богу; высшее благо – блаженство, достижимое в земной жизни лишь частично; цель целей – интеллектуальная деятельность, направленная на познание Бога; зло есть отклонение от блага, «лишенность блага».

Основами нравственного поведения являются: 1) «естественный закон» (избегать зла, стремиться к добру), 2) «человеческий закон» (установления государства и церкви), 3) «вечный божественный закон».

Добродетели – средства приближения к благу (интеллектуальные, этические, теологические (вера, надежда, любовь). Важнейшая добродетель – любовь. Совесть – «голос Бога внутри человека», позволяющий оценивать цели и средства деятельности.

«Суммы» Фомы Аквинского подобны Соборам Высокой Готики. Готический собор стремился воплотить все христианское знание – теологическое, естественнонаучное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляется (Эрвин Панофский. Готическая архитектура и схоластика)

Духовная оппозиция Средневековья основывалась на элементах свободомыслия, субъективизма, индивидуализации морального бытия человека. голос совести человека – высшая нравственная инстанция. Основные идеи Пьера Абеляра, 1079-1142 гг.: грех – отступление от собственных убеждений, этика – способность различения пороков и добродетелей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.)