Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности этического сознания эпохи Средневековья. Нравы Средневековья
Основные ориентации этического сознания эпохи Средневековья: теоцентризм; супранатурализм; антирационализм; трансцендентное понимание смысла жизни; ригоризм; аскетизм; новая трактовка добродетелей; идея равенства. Теоцентризм - идея бога как морального абсолюта: жизнь человека и ценности этой жизни приобретают смысл только в соотнесении с божественным законодательством; Бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно истинного источника морали. Супранатурализм, или супернатурализм (от лат. super – сверху и naturalis - природный) – направление мысли, которое допускает наличие сверхприродной и даже сверхразумной действительности. Познается или посредством особой функции духа (вера, предчувствия, интуиция, экстаз), или при помощи превосходящего наше понимание источника познания – откровения. Противоположность – натурализм, рационализм. Антирационализм большинства средневековых мыслителей, или приоритет веры над разумом. Основа интерпретации нравственности – не разум, а религиозная вера. Разум занимает второстепенное место как в постижении существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции. Трансцендентное понимание смысла жизни. Трансцендентный (от лат. transcendere - переступать) – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность – имманентный. Пессимизм и оптимизм этического сознания: противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мотивов: пессимизм преимущественно касается «здешнего» мира, оптимизм связан с упованиями на «Божий град». Русский религиозный мыслитель второй половины 19 в. К. Леонтьев, например, взял за основу своей концепции «пессимистического оптимизма» («Слава Богу, что не хуже») средневековые подходы к противоречивому соединению пессимизма и пессимизма.. Ригоризм - (франц. rigorisme, от лат. rigor – непреклонность, острота, строгость) – строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении. Ригоризм христианской морали проявляется в отказе от своеволия, подчинение воле бога: человек – «сосуд для божества». Средневековой морали присущ аскетизм: телесное – тлен, главное – спасение души.
Иное понимание добродетелей, по сравнению с античной этикой: вместо «блестящих пороков» поздней античности – любовь, милосердие, смирение. Идея равенства людей: провозглашение равенства людей перед богом. Противоречие между сущим и должным: сущее («весь мир во зле лежит») и должное (Царство Божие, абсолютно безупречное). Любовь – универсальный принцип христианской морали. В центре христианской этической концепции – идея любви к Богу. Из любви к Богу проистекает нравственное отношение, т.е. любовь к ближнему; она позволяет придать морали общечеловеческий статус; освящает все сущее. Новые добродетели неизвестны античности: милосердие – прощение обид, готовность к состраданию, активной помощи страждущим. Смирение. «Золотое правило» нравственности, сформулированное во многих религиозных этических учениях, в том числе в раннем христианстве: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф., 7, 12) Отличия христианской этики от стоицизма и др. античных этических учений: стоицизм ориентирован на сильную личность, способную все обрести в себе самой, тогда как христианство обращено к «нищим духом», к «труждающимся и обремененным». Отчаявшимся – утешение: искупление страданий и вечное блаженство. Стоицизм христианство отвергло как эгоцентричное учение, хотя и испытало его влияние. Когда афинские философы-стоики и эпикурейцы слушали ап. Павла, то они быстро разочаровались. Как пишется в Библии: “Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время” (Деян.17:32). Выводы: 1. Христианская мораль рассматривалась прежде всего не как предмет философского изучения и обоснования, но в качестве предписания, непосредственно вытекающего из учения церкви: 10 заповедей, заповеди блаженства, Апостольские правила, церковно-государственное законодательство и др. 2. Следует отметить противоречие между нравственными идеалами и их историческим воплощением: идеал всеобщей любви – преследование инакомыслящих; провозглашение равенства людей – поддержание социального неравенства; обличение страсти к деньгам и богатству – превращение Церкви в крупного собственника земель, недвижимости и т.д.
3. Моральное сознание не отделяется от других форм общественного сознания: нравственность – специфический способ регуляции всех иных нормативов. Этическая проблематика входит в единый универсальный комплекс христианской теологии, философии. Этическое сознание существует в религиозно–догматической форме. 4.Проблема теодицеи содержит в себе ряд других проблем этического характера. Теодицея (от греч. Theos – Бог и dike - справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле. При этом не признается зло или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир (стоики, Лейбниц). Критика теодицеи у Эпикура: или Бог желает избавить мир от несчастий, но не может, или может, но не желает, или не может и не желает, или и может и желает. Первые три случая не отвечают представлению о Боге, а последний не согласуется с фактом наличия зла. Христианская этика сегодня наряду с этикой ценностей, социальной этикой (эвдемонизмом), входит в число трех основных типов этических систем. В своих выступлениях Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно указывал на то, что христианские ценности и идеалы лежат в основе выдающихся культурных достижений белорусского народа. “Священные христианские заповеди, - подчеркивает Глава белорусского государства, - лежат в основе морали нашего народа”. Главные этические идеи Августина и Фомы Аквинского. Нравы средневековья. Основные этические идеи Августина Аврелия (354-430 гг.): Бог – единственный источник и критерий морали; предопределенность человеческой судьбы божественной благодатью. Настаивал на изначальной человеческой греховности. Источник зла – первородный грех. Ко злу влекут главные страсти: «похоть плоти», «похоть очей», «гордость житейская». Основные этические идеи Фомы Аквинского, 1225-1274 гг.: основа – этика Аристотеля; интеллектуализм: соединение веры и разума; мораль есть способ приобщения человека к Богу; высшее благо – блаженство, достижимое в земной жизни лишь частично; цель целей – интеллектуальная деятельность, направленная на познание Бога; зло есть отклонение от блага, «лишенность блага». Основами нравственного поведения являются: 1) «естественный закон» (избегать зла, стремиться к добру), 2) «человеческий закон» (установления государства и церкви), 3) «вечный божественный закон». Добродетели – средства приближения к благу (интеллектуальные, этические, теологические (вера, надежда, любовь). Важнейшая добродетель – любовь. Совесть – «голос Бога внутри человека», позволяющий оценивать цели и средства деятельности. «Суммы» Фомы Аквинского подобны Соборам Высокой Готики. Готический собор стремился воплотить все христианское знание – теологическое, естественнонаучное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляется (Эрвин Панофский. Готическая архитектура и схоластика) Духовная оппозиция Средневековья основывалась на элементах свободомыслия, субъективизма, индивидуализации морального бытия человека. голос совести человека – высшая нравственная инстанция. Основные идеи Пьера Абеляра, 1079-1142 гг.: грех – отступление от собственных убеждений, этика – способность различения пороков и добродетелей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.) |