Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и главные направления «постклассической» этики XX – начала XXI в.

Поиск

Особенности современной этики: мозаичность, инновационность, поиск особого языка выражений, размывание традиционной терминологии.

Философские направления этики:

Экзистенциализм

аналитическая этика

неопозитивизм

прагматизм

психоаналитическое направление

религиозная этика

универсалистские модели

прикладная этика

этика эпохи постмодерна и др.

Идейные ориентации этики экзистенциализма: существование предшествует сущности; раздвоенность бытия человека на неподлинное и подлинное; морально подлинная этичность – субъективна, ситуативна; свобода - выбор – риск – тревога - ответственность. «Бунтующий человек».

Главные ориентации аналитической этики: противопоставление метаэтики и нормальной этики; установка на логико-лингвистический анализ языка морали; значимость верификации моральных суждений; нейтральность метаэтики к фактической стороне действительности.

Разновидности аналитической этик: 1) эмотивизм (20-30-е гг.) – Айер, Рассел, Стивенсон. Принцип терпимости. 2) школа лингвистического анализа морали (40-50-е гг.) – Тулмин, Эйкен. Принцип общезначимости моральных суждений.

Основные идейные ориентации этики прагматизма: 1) «формула жизни» (желание – действие - успех) определяет главные установки деятельности: полезность, действенность, эффективность; 2) критерий разрешения каждой уникальной моральной ситуации – наибольшая полнота блага и пользы. Этика должна быть ситуационной. 3) инструментализм моральных и этических идей.

Главные уcтановки психоаналитической этики: 1) социальный характер: этика как связующее звено между обществом и психикой индивида; 2) альтернатива этики: выбор между любовью к жизни (биофилия) и некрофилией; 3) гуманистическая этика любви к жизни ориентирует на расцвет индивидуальности, созидание, любовь, реализацию «свободы для», а не «свободы от».

Основные направления религиозной (христианской) этики XX в.: 1) неотомизм: Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Войтыла и др.; 2) неопротестантизм: Р. Нибур, П. Тиллих и др.; 2) этика в русской религиозной философии: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский и др.

Основная характеристика этики неотомизма: в основе – идеи Фомы Аквинского; ассимиляция экзистенциализма: Маритен (концепция «интегрального гуманизма»), Марсель, П. Клодель; идея гармонии веры и разума; антропологический поворот; персонализм: Недонсель и др.

Главные установки этики неопротестантизма: трагизм человеческого существования (влияние экзистенциализма); неискоренимая греховность человеческой природы; приоритет веры над делами; абсолютная противопоставленность Бога и человека.

«Универсалистская» этика: моральный субъект – представитель не отдельной культуры, а всего человечества. Главное – моральная консолидация людей в общепланетарном масштабе.

«Этика благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Основные идеи: нужна новая общечеловеческая этика – «душа культуры»; новая этика должна базироваться на принципе «благоговения перед жизнью» (критерий различения добра и зла). Этика – универсальная, гуманистическая, оптимистическая, практически-действенная; нравственное самосовершенствование следует подтверждать «личным действием».

Альберт Швейцер (1875-1965) – философ, теолог, музыкант. Основным произведением Швейцера является капитальное исследование «Философия культуры» (1923), состоящее из двух частей: «Упадок и возрождение культуры» и «Культура и этика». В нем он критически анализирует моральные основы европейской культуры, историю поисков основного принципа нравственности и излагает собственное жизнеучение благоговения перед жизнью, которое окончательно, в т.ч. терминологически, оформилось в 1915 г. Швейцер, по собственному признанию, испытал сильное влияние Л.Н. Толстого, от которого усвоил мысль о необходимости возрождения европейской культуры на путях этического обновления. По его мнению, причина кризиса культуры (господства материального над духовным, общественного над индивидуальным) заключается в том, что восторжествовавшее в Новое время оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение не имело адекватной моральной основы – укорененной в мышлении этики. Человек не может мыслить, не мысля чего-нибудь; поэтому сам факт мысли не может обладать идентифицирующей его Я изначальностью. Такой изначальностью обладает воля к жизни; мысль, обернувшаяся на саму себя, упирается в факт жизни. Вместо cogito Декарта Швейцер провозглашает «я есть жизнь» и утверждает в качестве основного принципа оптимистического мировоззрения благоговение перед жизнью. Этот принцип является элементарным, его следует понимать прямо и буквально, как благоговение перед всякой жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Этика имеет своим предметом отношение ко всему живому, сущему; она универсальна, т.к. может практиковаться каждым индивидом прямо и непосредственно. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая мысль оказывается изначально этически ориентированной, что избавляет ее от всех прочих моралистических ограничений. Воля к жизни опасно раздвоена, и человек, сколь бы разумен в своем поведении он ни был, не может жить, не нанося вреда другим жизням. Но это значит, что он обречен жить с нечистой совестью: этику нельзя отождествлять с необходимостью жизни, она противостоит ей. Зло не может быть уничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и обязывает к постоянному этическому бодрствованию, напряженной ответственности. Швейцер (и в этом своеобразие его нравственной философии) считал, что не может быть синтеза добродетели и счастья. Возможно только их сочетание, основанное на ясном понимании их несовместимости и необходимости выбора. Необычная биография Швейцера предлагает вариант такого сочетания: первую половину жизни – счастью, вторую – добродетели. Этика (мораль) как основ и ориентир культуры не снимается материальными и институциональными достижениями последней, она остается ее живительным истоком и вечным укором. Наиболее известное произведение Швейцера А. (на рус.яз.) - Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Тейяр де Шарден (1881-1955) – французский философ, ученый-палеонтолог, теолог. В 1923-1946 гг. жил в Китае, с 1951 - Нью-Йорке. В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Участвовал в экспедиции 1929 г., в результате которой был открыт синантроп. Его основные труды в области теологии и философии направлены на то, чтобы переосмыслить основные догматы католической церкви в терминах теории эволюции. Тейяр пытался убедить церковную иерархию признать эволюционные взгляды, однако отношения Ватикана к его работам было преимущественно отрицательным. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926 г.) и публиковать труды по теологии. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ. Тем не менее, он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена.

Природу и историю Тейяр видит как саморазвертывание единого духовного первоначала. Это развертывание Тейяр описывает как эволюцию движимую внутренней духовной энергией, порождающей материю, а затем заставляющей ее принимать все более сложные формы. Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается прогнозировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». Первые три этапа – это постоянное усложнение материи, приводящее сначала к появлению жизни, а затем к возникновению разумных существ. Содержанием каждого из этих этапов является непрерывное усложнение и появление все более совершенных форм. Появление жизни означает образование гармонизированной общности живого и неживого, которую Тейяр называет биосферой. Возникновение мысли означает зарождение внутри биосферы еще сильнее консолидированной общности всех форм бытия – ноосферы (термин заимствовал у Вернадского). В ноосфере действует постоянное стремление человека к обособлению, эгоистическому противопоставлению себя природе и обществу. Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека, и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т.п.).

Прогнозируемый Тейяром четвертый этап эволюции станет результатом скачкообразного перехода ноосферы в такое состояние, когда ее единство будет совершенным. Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». После него все тенденции к распаду и обособлению будут преодолены, а человечество превратится в единый разумный организм, находящийся в абсолютной гармонии с миром. В современной истории Тейяр пытается усмотреть тенденции к единению человечества, к возникновению коллективного разума и к гармонизации отношений с окружающей средой.

«Живая этика». Основатели – Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Главные ориентации:

синтез деятельного начала Запада и созерцательности Востока;

этика должна быть общечеловеческой и практически значимой, помогающей правильно жить и спасти мир;

космический смысл культуры (духовное единство) дает возможность расширения сознания для преодоления противостояния разных культур, освобождения от эгоизма (путь от Я к Мы), постоянного нравственного самосовершенствования («очищения»), служения общему благу человечества.

Постмодернизм. Основные положения: культура – совокупность художественно-эстетических текстов, объективное содержание которых не имеет значения; смыслы текстов равноценны; язык полифоничен; научная рациональность текстов – лишь средство художественной выразительности;

претензии рационализма аморальны и ведут человечество в тупик.

Характерные черты постмодернистской этики:

направленность на деконструкцию классических философских построений, просветительско-нормативной этики, абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей;

приоритеты: единичность, открытость, ситуативность, слияние этики с живым моральным опытом в его индивидуальном и личностном проявлении, плюралистичность, многоликость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.013 с.)