Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и главные направления «постклассической» этики XX – начала XXI в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности современной этики: мозаичность, инновационность, поиск особого языка выражений, размывание традиционной терминологии. Философские направления этики: Экзистенциализм аналитическая этика неопозитивизм прагматизм психоаналитическое направление религиозная этика универсалистские модели прикладная этика этика эпохи постмодерна и др. Идейные ориентации этики экзистенциализма: существование предшествует сущности; раздвоенность бытия человека на неподлинное и подлинное; морально подлинная этичность – субъективна, ситуативна; свобода - выбор – риск – тревога - ответственность. «Бунтующий человек». Главные ориентации аналитической этики: противопоставление метаэтики и нормальной этики; установка на логико-лингвистический анализ языка морали; значимость верификации моральных суждений; нейтральность метаэтики к фактической стороне действительности. Разновидности аналитической этик: 1) эмотивизм (20-30-е гг.) – Айер, Рассел, Стивенсон. Принцип терпимости. 2) школа лингвистического анализа морали (40-50-е гг.) – Тулмин, Эйкен. Принцип общезначимости моральных суждений. Основные идейные ориентации этики прагматизма: 1) «формула жизни» (желание – действие - успех) определяет главные установки деятельности: полезность, действенность, эффективность; 2) критерий разрешения каждой уникальной моральной ситуации – наибольшая полнота блага и пользы. Этика должна быть ситуационной. 3) инструментализм моральных и этических идей. Главные уcтановки психоаналитической этики: 1) социальный характер: этика как связующее звено между обществом и психикой индивида; 2) альтернатива этики: выбор между любовью к жизни (биофилия) и некрофилией; 3) гуманистическая этика любви к жизни ориентирует на расцвет индивидуальности, созидание, любовь, реализацию «свободы для», а не «свободы от». Основные направления религиозной (христианской) этики XX в.: 1) неотомизм: Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Войтыла и др.; 2) неопротестантизм: Р. Нибур, П. Тиллих и др.; 2) этика в русской религиозной философии: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский и др. Основная характеристика этики неотомизма: в основе – идеи Фомы Аквинского; ассимиляция экзистенциализма: Маритен (концепция «интегрального гуманизма»), Марсель, П. Клодель; идея гармонии веры и разума; антропологический поворот; персонализм: Недонсель и др. Главные установки этики неопротестантизма: трагизм человеческого существования (влияние экзистенциализма); неискоренимая греховность человеческой природы; приоритет веры над делами; абсолютная противопоставленность Бога и человека. «Универсалистская» этика: моральный субъект – представитель не отдельной культуры, а всего человечества. Главное – моральная консолидация людей в общепланетарном масштабе. «Этика благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Основные идеи: нужна новая общечеловеческая этика – «душа культуры»; новая этика должна базироваться на принципе «благоговения перед жизнью» (критерий различения добра и зла). Этика – универсальная, гуманистическая, оптимистическая, практически-действенная; нравственное самосовершенствование следует подтверждать «личным действием». Альберт Швейцер (1875-1965) – философ, теолог, музыкант. Основным произведением Швейцера является капитальное исследование «Философия культуры» (1923), состоящее из двух частей: «Упадок и возрождение культуры» и «Культура и этика». В нем он критически анализирует моральные основы европейской культуры, историю поисков основного принципа нравственности и излагает собственное жизнеучение благоговения перед жизнью, которое окончательно, в т.ч. терминологически, оформилось в 1915 г. Швейцер, по собственному признанию, испытал сильное влияние Л.Н. Толстого, от которого усвоил мысль о необходимости возрождения европейской культуры на путях этического обновления. По его мнению, причина кризиса культуры (господства материального над духовным, общественного над индивидуальным) заключается в том, что восторжествовавшее в Новое время оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение не имело адекватной моральной основы – укорененной в мышлении этики. Человек не может мыслить, не мысля чего-нибудь; поэтому сам факт мысли не может обладать идентифицирующей его Я изначальностью. Такой изначальностью обладает воля к жизни; мысль, обернувшаяся на саму себя, упирается в факт жизни. Вместо cogito Декарта Швейцер провозглашает «я есть жизнь» и утверждает в качестве основного принципа оптимистического мировоззрения благоговение перед жизнью. Этот принцип является элементарным, его следует понимать прямо и буквально, как благоговение перед всякой жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Этика имеет своим предметом отношение ко всему живому, сущему; она универсальна, т.к. может практиковаться каждым индивидом прямо и непосредственно. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая мысль оказывается изначально этически ориентированной, что избавляет ее от всех прочих моралистических ограничений. Воля к жизни опасно раздвоена, и человек, сколь бы разумен в своем поведении он ни был, не может жить, не нанося вреда другим жизням. Но это значит, что он обречен жить с нечистой совестью: этику нельзя отождествлять с необходимостью жизни, она противостоит ей. Зло не может быть уничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и обязывает к постоянному этическому бодрствованию, напряженной ответственности. Швейцер (и в этом своеобразие его нравственной философии) считал, что не может быть синтеза добродетели и счастья. Возможно только их сочетание, основанное на ясном понимании их несовместимости и необходимости выбора. Необычная биография Швейцера предлагает вариант такого сочетания: первую половину жизни – счастью, вторую – добродетели. Этика (мораль) как основ и ориентир культуры не снимается материальными и институциональными достижениями последней, она остается ее живительным истоком и вечным укором. Наиболее известное произведение Швейцера А. (на рус.яз.) - Благоговение перед жизнью. М., 1992. Тейяр де Шарден (1881-1955) – французский философ, ученый-палеонтолог, теолог. В 1923-1946 гг. жил в Китае, с 1951 - Нью-Йорке. В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Участвовал в экспедиции 1929 г., в результате которой был открыт синантроп. Его основные труды в области теологии и философии направлены на то, чтобы переосмыслить основные догматы католической церкви в терминах теории эволюции. Тейяр пытался убедить церковную иерархию признать эволюционные взгляды, однако отношения Ватикана к его работам было преимущественно отрицательным. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926 г.) и публиковать труды по теологии. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ. Тем не менее, он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена. Природу и историю Тейяр видит как саморазвертывание единого духовного первоначала. Это развертывание Тейяр описывает как эволюцию движимую внутренней духовной энергией, порождающей материю, а затем заставляющей ее принимать все более сложные формы. Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается прогнозировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». Первые три этапа – это постоянное усложнение материи, приводящее сначала к появлению жизни, а затем к возникновению разумных существ. Содержанием каждого из этих этапов является непрерывное усложнение и появление все более совершенных форм. Появление жизни означает образование гармонизированной общности живого и неживого, которую Тейяр называет биосферой. Возникновение мысли означает зарождение внутри биосферы еще сильнее консолидированной общности всех форм бытия – ноосферы (термин заимствовал у Вернадского). В ноосфере действует постоянное стремление человека к обособлению, эгоистическому противопоставлению себя природе и обществу. Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека, и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т.п.). Прогнозируемый Тейяром четвертый этап эволюции станет результатом скачкообразного перехода ноосферы в такое состояние, когда ее единство будет совершенным. Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». После него все тенденции к распаду и обособлению будут преодолены, а человечество превратится в единый разумный организм, находящийся в абсолютной гармонии с миром. В современной истории Тейяр пытается усмотреть тенденции к единению человечества, к возникновению коллективного разума и к гармонизации отношений с окружающей средой. «Живая этика». Основатели – Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Главные ориентации: синтез деятельного начала Запада и созерцательности Востока; этика должна быть общечеловеческой и практически значимой, помогающей правильно жить и спасти мир; космический смысл культуры (духовное единство) дает возможность расширения сознания для преодоления противостояния разных культур, освобождения от эгоизма (путь от Я к Мы), постоянного нравственного самосовершенствования («очищения»), служения общему благу человечества. Постмодернизм. Основные положения: культура – совокупность художественно-эстетических текстов, объективное содержание которых не имеет значения; смыслы текстов равноценны; язык полифоничен; научная рациональность текстов – лишь средство художественной выразительности; претензии рационализма аморальны и ведут человечество в тупик. Характерные черты постмодернистской этики: направленность на деконструкцию классических философских построений, просветительско-нормативной этики, абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей; приоритеты: единичность, открытость, ситуативность, слияние этики с живым моральным опытом в его индивидуальном и личностном проявлении, плюралистичность, многоликость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.013 с.) |