Возвышенное и низменное. Возвышенное и героическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвышенное и низменное. Возвышенное и героическое



Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, обладающих большой значимостью. Если прекрасное вызывает положительные эмоции, то возвышенное вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, - любование, а с другой, - страх и неуверенность. Возвышенное отражает явления исключительные, необыденные. Формами отражения возвышенного в искусстве являются грандиозность, масштабность, монументальность. Эта категория выражает превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду.

Низменное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности. Низменное – крайняя степень безобразного. Это негативные черты человеческого характера (подлость, обман, предательство и т.д.), различные социальные явления (расизм, фашизм, эксплуатация людей и т.д.). В искусстве низменное раскрывается через сочетание безобразного и злого.

Трагическое и комическое

Трагическое – категория эстетики, которая отражает диалектику свободы и необходимости, острейшие жизненные противоречия, обстоятельства, которые влекут за собой человеческие страдания, гибель важных ценностей. Трагическое утверждает достоинство человека, отражает разрыв тех границ, которые стали тесными для сильных, одухотворенных высокими идеалами людей.

В эстетике существует несколько концепций трагического: трагедия судьбы и трагедия вины.

Трагедия судьбы. Это значит, переживания героев изначально предопределены. Люди заранее знают о последствиях своих поступков, тем не менее, они сознательно осуществляют выбор своей судьбы. Выходит, что воля, желания, страсти героев сталкиваются с неизбежностью. Человек не имеет возможности что-либо изменить в жизни, он подчиняется событиям, несет ответственность за свои поступки и действия.

Трагедия вины. В этом случае судьба или вина тождественны. Гегель определяет трагическое как совпадение судьбы и вины. Человек виноват хотя бы потому, что живет в обществе. Только поэтому он несет ответственность за свои поступки. Однако признать свою ответственность может только сильный человек, который является воплощением противоречий эпохи. Такая личность вмешивается в ход событий, руководствуясь при этом благими намерениями.

Восприятие трагического противоречиво. Трагическое утверждает достоинство и величие человека, которые проявляются, с одной стороны, в свободном действии человека, с другой стороны, - в страданиях, сопровождающих эти действия. В этом смысле трагическое родственно прекрасному и возвышенному. Кроме того, трагическое оказывает облагораживающее воздействие на людей, поскольку страдания способствуют переоценке ценностей людей. На эту особенность обратил внимание еще Аристотель. Переживание – это очищение души путем сострадания и страха.

Комическое – это категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с точки зрения эстетического идеала. Это контраст прекрасного и безобразного, противоречие между несовершенными явлениями и положительным опытом человечества.

Комическое обычно связано со смехом, но не тождественно ему. В частности, политическая карикатура заставляет задуматься о существующем положении вещей. Комедийный смех не является беспощадным отрицанием, он стремится искоренить недостатки, создать новую систему отношений.

Существует несколько видов комического\

Юмор – смех доброжелательный, жизнеутверждающий. Он выражает несогласие с теми или иными сторонами жизни, но не отрицает их полностью. Юмор предполагает умение увидеть возвышенное и малом, значительное – в несовершенном.

Сатира – острая и язвительная форма эмоционально-эстетической критики, которая отрицает сущность явления через противопоставление его высоким эстетическим идеалам. Сатира в большей степени характерна для такого вида искусства, как литература.

Обличение – это высшая форма наказывания смехом.

Сарказм – язвительная насмешка. В ней заключается усиленный контраст подразумеваемого и выражаемого смысла.

Ирония раскрывает ценностный смысл предметов и явлений через утверждение того, что отрицается.

Каламбур – это форма остроумия, которая предполагает мгновенное переворачивание смысла в речи и жеста, чем доставляет удовольствие именно от игры со смыслом.

Гротеск – это намеренное преувеличение, выпячивание тех или иных недостатков.

Таким образом, комическое является средством борьбы с тем, что себя исчерпало, что мешает жить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.005 с.)