Особенности развития этического сознания в Новое время. Теории морали представителей немецкой классической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития этического сознания в Новое время. Теории морали представителей немецкой классической философии



Особенности развития этического сознания в Новое время: натуралистическое основание морали, в основе – античная традиция, поиск гармонии между объективными и субъективными основаниями морали, в центре внимания надындивидуальный, всеобщий характер нравственности и морали. обоснование нравственной полноценности личности.

Инновация – идея суверенности личности (морального субъекта): разум – средство утверждения этой идеи. Р а з у м обуздывает естественный эгоизм человека, согласует индивидуальные устремления с общественным благом.

Просвещение – путь морального переустройства. Это ведет к игнорированию специфики морали, к универсализации моральных проблем, морализаторству, к стремлению разрешить социальные противоречия с помощью нравственности.

Периодизация

1 этап (17-18 вв.) – стремление придать этике статус строгой научной теории. Противоречивая форма этического сознания эпохи Барокко.

2 этап (конец 18 – первая половина 19 в.) – систематизация этики, рационалистический подход к морали.

3 этап (19 в.) – «неклассическая» этика, идея несостоятельности главенства разума в морали и этике

Характеристика первого этапа: использование методов математики, физики (Декарт, Гоббс, Спиноза и др.), выведение морали из природы, сведение к естественнонаучному знанию, идея моральной эмансипации личности.

Второй этап характеризуется такими главными парадигмами, как натуралистическая – Фейербах, внерационалистическая – Кант, Гегель.

Третий этап: этические идеи в контексте «философии жизни» А. Шопенгауэра и Фр. Ницше, философии марксизма.

Этические ориентации Б. Спинозы и французских материалистов XVIII в.Б. Спиноза (1635-1677 гг.). Основной труд – «Этика». Исходит из рациональной сущности человека. Познание - основа свободы и нравственного совершенствования личности.

Теория «разумного эгоизма» французских материалистов XVIII в.: человек – психофизическое существо, преодолевает свое природное себялюбие, человек – разумный, способный к самоуправлению субъект, должен правильно понять свои интересы и руководствоваться общественной пользой для их осуществления. С точки зрения теории «разумного эгоизма», мораль полезна, т.к. позволяет реализовать человеку свой интерес.

Методологическая ошибка французских материалистов XVIII в.: «Выводя, как им кажется, определенную моральную позицию из натурфилософии, они на самом деле проецируют свое нравственное воззрение на устройство мироздания, на извечную человеческую природу» (О.Г. Дробницкий).

Гольбах: логический круг натуралистической этики морали строится на ценностных предпосылках, которые сами нуждаются в доказательствах.

Отражение морального сознания в культуре Барокко. В европейской культуре XVII - первой половины XVIII в. рационализм уживался с мистицизмом, гедонизм – с аскетизмом, деизм – с пиетизмом, естествознания – с алхимией. Культура Барокко соединяет несоединимые вещи: мистику, фантастичность, иррациональность, усиленную экспрессию и одновременно трезвость, рационализм, настоящую бюргерскую деловитость, жизненность и элементы просвещения (Из книги «Человек в культуре русского барокко». – М., 2007). Художественный стиль барокко, характеризующийся энергичностью, пышностью, чувственностью, зрелищными формами. Яркими представителями барокко были художники М.Караваджо, П.П.Рубенс, А.Ван Дейк. Развивается искусство садово-парковой архитектуры. Воздвигаются знаменитые дворцово-парковые ансамбли (Версаль и др.). Принцип “барочного мышления” – “принцип быстрого разума” (Эммануэлле Тезауро, 1592-1675): быстрый разум живет законами, отличными от законов мышления, он насыщен фантазиями, метафорами, соединяя важное и случайное, серьезное и забавное, смешное и печальное. В нем переплетаются природа и человек, божественное и созданное человеческим гением. Эммануэле Тезауро отмечал, что гении, обладающие быстрым разумом, “из несуществующего порождают существующее. Остроумие из невещественного творит бытующее, и вот лев становится человеком, орел – городом. Оно сливает женщину с обличьем рыбы и создает сирену как символ ласкательности, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру – иероглиф, обозначающий безумие”.

На белорусско-польских землях в этот период сложилась идеология сарматизма. Сарматизм, был до чрезвычайности консервативной идеологией. Идеалом считалась чрезвычайная набожность, подчеркивались заслуги шляхты Речи Посполитой в борьбе с «неверными», в частности с турками и татарами. Считался идеальным патриархальный образ жизни, идеальным гражданином считался шляхтич-католик, который в мирное время занимается хозяйством, а военное выступает как воин, при этом именно за шляхтой декларировалась вся полнота власти в государстве. Во многом именно благодаря сарматизму появились понятия «золотых свобод» шляхты, и принцип, по которому, ни один закон не мог быть принять на Сейме, если хоть один из присутствовавших высказывался против.

Прагматизм приобретает большое значение, как стремление к достижению непосредственной пользы, материального результата под знаком «цель оправдывает средства». Для буржуазной культуры характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям, земным свершениям. Провозглашается приоритет материального по отношению к духовному. Характерной чертой буржуазного духа является меркантилизм, расчетливость, измерение всех ценностей в денежном эквиваленте. Человек этой эпохи «умеет считать».

Следствия: из этой посюсторонней, земной ориентации вырастают такие черты буржуазной культуры как эмпиризм, техницизм, сциентизм, рациональность и другие. Эти приоритеты буржуазного сознания ярко подчеркиваются в характерных
художественных стилях Нового времени (барокко, классицизм, реализм). Земное, посюстороннее бытие рассматривается как имеющее наибольшее значение. Новые ценностные установки: карьеризм, эмпиризм и практицизм, техногенность, доминанта науки, торжество рационализма, скептицизм, безбожие и атеизм, секуляризм, перерастающий в антиклерикализм, антропологические представления амбивалентны, тенденции дегуманизации, интерес к вопросам пола, ценность частной, семейной жизни, дидактизм.

Основные тенденции европейской культуры XVII-XVIII вв.: формируются основные европейские нации; происходит становление национальных государств, ускоряются процессы становления национальных культур; утверждается гражданское общество, закладываются основы правового государства. Наука приобретает статус особого социального института и ведущего инструмента познания. Разрабатываются научные методологии познания, универсальные исследовательские методы. Все явления становятся объектом изучения. XVII в. стал веком рационализма, становления независимой от теологии философии (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.).

Новая этика экономической жизни: акцент на индивидуализм, соревновательность, личный успех; углубляется социальная дифференциация между собственниками и эксплуатируемыми; власть сращивается с экономическими структурами, в особенности в деле эксплуатации колониальных стран, товары которых (табак, сахар, хлопок) являются наиболее прибыльными; для новой предпринимательской и торговой элиты открываются возможности получения дворянских титулов. Складываются различия в социальном и экономическом развитии европейских стран. Центр Европы перемещается из Средиземноморья в Англию и Голландию, наиболее развитые и богатые европейские страны. Массовые заболевания: эпидемия чумы в Милане в 1630-31 гг., умерло 60 тыс. чел.; лондонская эпидемия 1664-65 гг. умерло 70 тыс. чел.; голод, сокращение питания, спекулятивный рост цен на продукты в ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. уменьшили население Германии примерно на 40%.

В отличие от урбанистического 20 века, в культурной духовно-нравственной атмосфере эпохи Нового времени доминировал сельский традиционный уклад. Даже в районах с развитой городской традицией (Северная Италия) в конце XVIII в. сельские жители составляли до 85-90 % населения. Основная масса горожан жила в мелких городах. Из них происходили многие видные исторические фигуры, такие как Робеспьер (из Арраса), Наполеон (из Аяччо).

Новое время – эпоха социальных конфликтов, революций. Особенное значение имела Великая Французская революция, идеи которой — свобода, равенство, братство — широко распространились по всему миру.

Оформились противоположные этико-культурные тенденции: аристократическо-дворянская и разночинская, просветительская Просвещение является одним из важнейших культурных феноменов XVIII столетия

Аристократическая культура XVIII в. связана с абсолютизмом, характеризуется такими чертами, как галантность, утонченность, этикетность, стремление к наслаждению. Огромные суммы тратятся на увеселения, роскошь. Помпезностью, величественностью характеризуются произведения искусства господствующего стиля рококо.

Дворянская элита стремится оказывать идеологическое и политическое давление на новые, просветительские идеи, преследует всякое инакомыслие. господствует религиозная ортодоксия. Получает распространение, особенно в Германии, течение, получившее название пиетизм. Пиетисты демонстрируют показную набожность, строгое, подчас лицемерное благочестие. В аристократической культуре XVIII столетие было провозглашено «веком женщины». Царит культ женской красоты, чувственности, сексуальности. В целом дворянская культура вступает в стадию своего упадка и деградации.

Теории морали представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах). Моральная философия И. Канта (1724-1804 гг.). Теоретический анализ нравственности как особого явления. Основные произведения: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов».

“Что я должен делать?” - главный вопрос этики Канта. Опорой нравственности является не разум, а моральная вера, закон, или категорический императив. Кант – моралист и Кант-человек – одно и то же.

Основная задача Канта - очистить мораль от всего эмпирического, в т.ч. антропологии, религии, показать специфику морали: «чистоту» морали, ее автономию. Исследование мораль умозрительными, рационалистическими средствами, ориентация на понятие «чистого разума». Мораль – сфера должного. Априорна.

Автономия морали: мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе самой, невыводима ни из чего. Автономная мораль противостоит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе.

По Канту, свободная воля человека проявляется в сфере морали, она автономна. Согласование автономной воли индивида (максима) с высшим нравственным законом – категорическим императивом (дан априорно).

Кантовский категорический императив дословно звучит следующим образом: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства”.

Императив (лат. - требование, приказ, закон), с появлением “Критики практического разума” – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе)

Категорический императив фиксирует специфику и смысл морали: - общезначимость моральных требований, самоценность человека как представителя человечества, значимость интериоризации.

Антиномия морального и легального поведения. Кант различает моральное (должное, бескорыстное, свободно избираемое, добровольное, общезначимое) и легальное (стимулируемое принуждением, личными интересами, любой иной мотивацией) поведение.

Антиномия (греч., противоречие в законе) - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

Ригоризм кантовской морали проявляется в понимании морали как долженствования. Долг – приоритет мотивации. Необходимость разумного преодоления чувственных, эгоистических побуждений. Счастье – второстепенная ценность. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, «как стать достойным счастья»

Нравственная самоценность личности: нельзя использовать как средство. Личность способна к нравственному творчеству.

Долг - единственный мотив подчинения категорическому императиву. Нравственный закон для индивида – долженствование, возможность правильного выбора, предпочтение долга чувственным склонностям, эгоистическим побуждениям. Критика эвдемонизма и натуралистической этики. Внепсихологическое понимание морали: нравственность императивна.

Друзья критиковали Канта за нелюбовь к «склоностям», т.е. проявлению чувств. Среди них был известный немецкий поэт романтик Ф. Шиллер, который по этому поводу сочинил эпиграмму:

Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?

Нет тут другого пути: старясь питать к ним презренье

И с отвращением в душе, делай, что требует долг!

Антиномия (противоречие) между идеалом и реальностью. Нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Подчинение сущего принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества. Выход - в постулатах: например, бессмертия души, бытия Бога и т.д.

Постулат (лат. – postulatum - требование) - требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических и практических объяснений.

Этические идеи имели для немецкого мыслителя исключительное значение, поэтому на мемориальной доске в Кенигсберге написаны следующие знаменитые слова Канта: “Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне”.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). Принцип историзма. Главное – установление значения морали в системе общественных отношений, а не автономия морали. Основные произведения: «Философия права», «Феноменология духа». Мораль как область духа личности.

Различение у Гегеля понятий «мораль» и «нравственность». Мораль как сфера социально детерминированного поведения. Гегель преодолевает предшествующие идеи моральной суверенности личности. Личность должна быть ориентирована на созидание социальной гармонии. Диалектический характер связи свободы и необходимости.

Учение о свободе воли. Воля проходит три стадии развития: природная воля, произвол, разумная воля.

Учение о морали. Сфера личностных убеждений. Основные категории: умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Активная деятельность: «Лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели». Надо «хотеть чего-то великого». Моральный долг состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности».

Учение о нравственности Гегеля связано с теорией государства. Нравственность – это вторая, общественная, природа человека, возвышающаяся над первой, индивидуальной. Три формы развития: семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности – подчинение индивидуальности государственным интересам. «Вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству»

Философия морали Гегеля стоит над действительностью. А.А. Гусейнов: Гегель предлагал «считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т.е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность».

Л. Фейербах (1804-1872 гг.) отказался от умозрительной философии, обратился к природной непосредственности человека. Эвдемонистическая традиция. Этика Фейербаха - в форме проповеди морали, основанной на любви. В основе этики Фейербаха критика религиозной и идеалистической этики, убежденность в приоритете материалистической ориентации в этике, альтруистические взаимоотношения «я» и «ты».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.150.237 (0.028 с.)