Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические учения Древнего Востока.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характеристика социокультурного и природного контекста: зачатки этический знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) в VI-II тыс. д.н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Земледельцы, скотоводы Евразии освоили долины рек Нила, Нижнего Евфрата, Инда, Каруна, Керхе (вост. Ирак). Река Инд – в Китае, Индии и Пакистане, 3180 км, пл. басс. 980 тыс. кв. км, начинается на склонах Тибетского нагорья, впадает в Аравийское море, в засуху в низовьях иногда пересыхает. Образ жизни предопределен следующими факторами: ритмичностью природной стихии; необходимостью организованных коллективных усилий в производительной сфере; стремлением сохранить природное равновесие; обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев; Жизнь человека подчинена социальным нормам и предписаниям; культовым практикам; цель жизни – занять соответствующую ячейку в структуре общественного устройства, иметь чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Особенность формирования этической мысли Древнего Востока: ориентация на образ жизни, общественно-производственную и обыденную деятельность людей, а не рациональное мышление, науку (как на Западе). Характерные социокультурные условия: культ прошлого, традиций; новое принимается только в рамках сложившихся традиций; индивид подчинен социальной группе, ее нормам, обычаям; преобладают идеалы коллективизма и социальной общности; подчинение личности интересам социума. Этико-философские системы Древней Индии и Древнего Китая. Окончательно оформились в середине I тыс. д.н.э. По отношению к ведическому канону разделяются на две группы: 1.Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды – брахманизм. 2.Неортодоксальные: буддизм, джайнизм, локаята-чарвака. Основополагающие черты этической культуры Индии: толерантность, плюралистичность, открытость, готовность взаимодействовать с другими культурами и ценностями. Изречение Будды: “Иметь одну точку зрения и не признавать другие – вот что мудрецы называют оковами”; психологизм, психотехники - психологические понятия – основные в индийской культуре. Передают переживания, аффекты, чувства; основной вопрос: «Кто я?» (вместо вопроса человека европейской культуры: «Что мне делать?»); изменение психических состояний, использование психотехник: йога (букв. «ярмо», «обуздание»), психофизические упражнения, медитация. Теория должна сочетаться с практикой. Создание духовного идеала в ходе собственных практических усилий, описание переживаемого опыта. Носители: аскеты, отшельники; аисторизм: отсутствие интереса к историческим аспектам жизни; сосредоточенность на внутренних сторонах жизни; в культуре не создавались хроники, летописи; мироотрицающая установка: видимый мир – неистинный, иллюзорный, пораженный злом, несовершенный; человек не имеет личностной природы, включен в мир сансары (букв. “блуждание”, “круговорот”), перевоплощений, регулируемых принципом кармы. Особенно характерно для буддизма; цель – освобождение от мира, выход за пределы потока миропроявления, преодоление иллюзий, достижение нирваны, причинно не обусловленного состояния (в буддизме) или слияния с божеством, Атманом, космическим разумом (в брахманизме, индуизме). Ведийский период (около 1500-500 лет д.н.э.) получил название от Вед (“священное знание”), тексты, ставшие основой традиционной индийской культуры. Веды изначально бытовали в устной традиции и именуются шрути (“ведание-слышание”): трактуются как вечные божественные звуки, космические гармонии, воспринятые 7 древними мудрецами – риши, которые затем пересказали их миру. Сборники вед, сложились с 1200 до 900 лет д.н.э. Яджурведа – наставления по правильному совершению жертвоприношений. Самаведа – список мелодий, мантр, которые исполнялись при совершении приношений сомы, особого священного напитка. Атхарававеда – домашние обряды, заклинания, магические формулы, медицинские рецепты. В шрути входят (кроме Вед): Брахманы – тексты о жертвоприношениях; Араньяки (“Лесные”) – тексты для отшельников; Упанишады (от глагола “сидеть около”) - религиозно-философские трактаты. Упанишады оформились доктрины сансары и кармы; атман (“Я” человека)– высшая реальность, или Брахман; развивается техника йоги; боги – в центре духовной жизни, а не брахманы. Монотеистические тенденции, вера в Ишвару, Господа. Учителями становились не только из сословия брахманов, но из сословия кшатриев (воинов), женщины. Медитация и аскеза – формы духовного развития. Карма - принцип посмертного воздаяния. Несчастья, которые постигают высокоморальных людей – результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Вселенная в Упанишадах- тело огромного космического существа Пуруши (букв. “человек”). Задача брахманов – 1) в постоянном воссоздании и новом жертвоприношении этого космического тела, 2) обеспечении доступа человека к 2-ум основным космическим субстанциям: Агни (огню), поддерживающему жизнь и Соме (растению), дающему видение высшего мира. Варна брахманов призвана воспроизводить звучание вечного священного текста и поддерживать существование мира посредством жертвоприношений. Четыре благородные истины буддизма: 1) “истина страдания”; 2) “истина возникновения страдания”; 3) “истина прекращения страдания”; 4) “истина пути”. “Истина страдания”: страдание универсально, пронизывает все душевно-телесное бытие человека. “Истина возникновения страдания”: страдание обусловлено желанием; желанием наслаждения; желанием существования; желанием гибели. “Истина прекращения страдания”: человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние “угашенности”, невозмутимости, исключающего какие-либо желания и жажду жизни). Страдание можно прекратить, освободившись от желания. “Истина пути”: Путь к прекращению страдания восьмеричен: 8 этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване. Восьмеричный путь спасения: 1) правильное понимание, 2) правильное стремление, 3) правильная мысль, 4) правильная речь, 5) правильное действие, 6) правильный образ жизни, 7) правильные усилия, 8) правильная концентрация. Нравственный идеал: мудрец – архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию и благочестивый монах – бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей. Этика джайнизма. Принцип «ахимсы» - непричинения вреда живому. Школа Чарвака – оппозиция буддизму Единственная реальность – материя; все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь); цель человеческой жизни – наслаждение, а не отказ от желаний, т.е. гедонизм. Принципы Ганди (Махатмы): самоуправление, приверженность истине, ненасилие (ахимса), жизнь в чистоте, довольствование малым. Вошли в сокровищницу современной мировой цивилизации и этики. Этико-философские учения Древнего Китая. Учения делятся на ортодоксальные (конфуцианство) и неортодоксальные школы: даосизм, легизм, VI-III вв. до н. э. Конфуций (Кун Фу-цзы), 551-479 д.н.э. Основа системы образования, необходима для занятия государственной должности. Основной источник этики конфуцианства: книга «Беседы и суждения» (Лунь-юй) – в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на 3 понятиях: «человеколюбии», «золотой середине», «взаимности». Вместе они определяют «правильный путь». Основные принципы этико-политического учения Конфуция взаимность (шу): не делай другому того, чего не желаешь себе; человеколюбие (жэнь): почитание родителей, культ предков; «золотая середина» (чжун юн): сдержанность и осторожность в поступках, осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства. Правила управления государством (подобно управлению колесницей): император – правитель, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. “Если умело держать вожжи – лошади побегут сами”. Нравственный идеал – «благородный муж» Прежде всего – совершенствование человека, а затем - общества; главное – воспитание человеческого характера, самообладания, здравого смысла, любознательности, твердости взглядов, воли к учению и душевного слуха (умения вслушиваться в то, что делается внутри и вне человека). Конфуций выступал против чрезмерного насилия в обществе, за демократизацию. «Благородный муж», государственный деятель постоянно заботится о своих подданных, воздействуя не принуждением, а исключительно собствнным примером. Даосизм. Источник – «Сокровищница дао». Основная часть – «Книга о дао и дэ» (Дао дэ цзин). Нравственный идеал – жрец-отшельник, занятый внутренним духовным совершенствованием. Цель – в постижении великого пути – дао, которому в своем развитии следует все сущее. Лао-цзы (604 -? д.н.э.). Путем медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей. «Деятельное недеяние» - «ничего не делая – всего достигает». Легизм. Школа «законников». Основное понятие – «закон» (фа), который должен проводиться в жизнь жесткими средствами. Средоточие морали – полубожественная личность императора, который с помощью чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Порядок и гармония в обществе воцарится, когда исчезнут все правонарушения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.) |