Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические учения Древнего Востока.

Поиск

Характеристика социокультурного и природного контекста: зачатки этический знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) в VI-II тыс. д.н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Земледельцы, скотоводы Евразии освоили долины рек Нила, Нижнего Евфрата, Инда, Каруна, Керхе (вост. Ирак). Река Инд – в Китае, Индии и Пакистане, 3180 км, пл. басс. 980 тыс. кв. км, начинается на склонах Тибетского нагорья, впадает в Аравийское море, в засуху в низовьях иногда пересыхает.

Образ жизни предопределен следующими факторами: ритмичностью природной стихии; необходимостью организованных коллективных усилий в производительной сфере; стремлением сохранить природное равновесие; обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев; Жизнь человека подчинена социальным нормам и предписаниям; культовым практикам; цель жизни – занять соответствующую ячейку в структуре общественного устройства, иметь чувство сопричастности с другими и личную безопасность.

Особенность формирования этической мысли Древнего Востока: ориентация на образ жизни, общественно-производственную и обыденную деятельность людей, а не рациональное мышление, науку (как на Западе). Характерные социокультурные условия: культ прошлого, традиций; новое принимается только в рамках сложившихся традиций; индивид подчинен социальной группе, ее нормам, обычаям; преобладают идеалы коллективизма и социальной общности; подчинение личности интересам социума.

Этико-философские системы Древней Индии и Древнего Китая.

Окончательно оформились в середине I тыс. д.н.э. По отношению к ведическому канону разделяются на две группы:

1.Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды – брахманизм.

2.Неортодоксальные: буддизм, джайнизм, локаята-чарвака.

Основополагающие черты этической культуры Индии:

толерантность, плюралистичность, открытость, готовность взаимодействовать с другими культурами и ценностями. Изречение Будды: “Иметь одну точку зрения и не признавать другие – вот что мудрецы называют оковами”;

психологизм, психотехники - психологические понятия – основные в индийской культуре. Передают переживания, аффекты, чувства; основной вопрос: «Кто я?» (вместо вопроса человека европейской культуры: «Что мне делать?»); изменение психических состояний, использование психотехник: йога (букв. «ярмо», «обуздание»), психофизические упражнения, медитация. Теория должна сочетаться с практикой. Создание духовного идеала в ходе собственных практических усилий, описание переживаемого опыта. Носители: аскеты, отшельники;

аисторизм: отсутствие интереса к историческим аспектам жизни; сосредоточенность на внутренних сторонах жизни; в культуре не создавались хроники, летописи;

мироотрицающая установка: видимый мир – неистинный, иллюзорный, пораженный злом, несовершенный; человек не имеет личностной природы, включен в мир сансары (букв. “блуждание”, “круговорот”), перевоплощений, регулируемых принципом кармы. Особенно характерно для буддизма; цель – освобождение от мира, выход за пределы потока миропроявления, преодоление иллюзий, достижение нирваны, причинно не обусловленного состояния (в буддизме) или слияния с божеством, Атманом, космическим разумом (в брахманизме, индуизме).

Ведийский период (около 1500-500 лет д.н.э.) получил название от Вед (“священное знание”), тексты, ставшие основой традиционной индийской культуры. Веды изначально бытовали в устной традиции и именуются шрути (“ведание-слышание”): трактуются как вечные божественные звуки, космические гармонии, воспринятые 7 древними мудрецами – риши, которые затем пересказали их миру.

Сборники вед, сложились с 1200 до 900 лет д.н.э. Яджурведа – наставления по правильному совершению жертвоприношений. Самаведа – список мелодий, мантр, которые исполнялись при совершении приношений сомы, особого священного напитка. Атхарававеда – домашние обряды, заклинания, магические формулы, медицинские рецепты. В шрути входят (кроме Вед): Брахманы – тексты о жертвоприношениях; Араньяки (“Лесные”) – тексты для отшельников; Упанишады (от глагола “сидеть около”) - религиозно-философские трактаты.

Упанишады оформились доктрины сансары и кармы; атман (“Я” человека)– высшая реальность, или Брахман; развивается техника йоги; боги – в центре духовной жизни, а не брахманы. Монотеистические тенденции, вера в Ишвару, Господа. Учителями становились не только из сословия брахманов, но из сословия кшатриев (воинов), женщины. Медитация и аскеза – формы духовного развития.

Карма - принцип посмертного воздаяния. Несчастья, которые постигают высокоморальных людей – результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Вселенная в Упанишадах- тело огромного космического существа Пуруши (букв. “человек”). Задача брахманов – 1) в постоянном воссоздании и новом жертвоприношении этого космического тела, 2) обеспечении доступа человека к 2-ум основным космическим субстанциям: Агни (огню), поддерживающему жизнь и Соме (растению), дающему видение высшего мира. Варна брахманов призвана воспроизводить звучание вечного священного текста и поддерживать существование мира посредством жертвоприношений.

Четыре благородные истины буддизма: 1) “истина страдания”; 2) “истина возникновения страдания”; 3) “истина прекращения страдания”; 4) “истина пути”. “Истина страдания”: страдание универсально, пронизывает все душевно-телесное бытие человека. “Истина возникновения страдания”: страдание обусловлено желанием; желанием наслаждения; желанием существования; желанием гибели. “Истина прекращения страдания”: человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние “угашенности”, невозмутимости, исключающего какие-либо желания и жажду жизни). Страдание можно прекратить, освободившись от желания. “Истина пути”: Путь к прекращению страдания восьмеричен: 8 этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

Восьмеричный путь спасения: 1) правильное понимание, 2) правильное стремление, 3) правильная мысль, 4) правильная речь, 5) правильное действие, 6) правильный образ жизни, 7) правильные усилия, 8) правильная концентрация. Нравственный идеал: мудрец – архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию и благочестивый монах – бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

Этика джайнизма. Принцип «ахимсы» - непричинения вреда живому.

Школа Чарвака – оппозиция буддизму Единственная реальность – материя; все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь); цель человеческой жизни – наслаждение, а не отказ от желаний, т.е. гедонизм.

Принципы Ганди (Махатмы): самоуправление, приверженность истине, ненасилие (ахимса), жизнь в чистоте, довольствование малым. Вошли в сокровищницу современной мировой цивилизации и этики.

Этико-философские учения Древнего Китая. Учения делятся на ортодоксальные (конфуцианство) и неортодоксальные школы: даосизм, легизм, VI-III вв. до н. э.

Конфуций (Кун Фу-цзы), 551-479 д.н.э. Основа системы образования, необходима для занятия государственной должности.

Основной источник этики конфуцианства: книга «Беседы и суждения» (Лунь-юй) – в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на 3 понятиях: «человеколюбии», «золотой середине», «взаимности». Вместе они определяют «правильный путь».

Основные принципы этико-политического учения Конфуция взаимность (шу): не делай другому того, чего не желаешь себе; человеколюбие (жэнь): почитание родителей, культ предков; «золотая середина» (чжун юн): сдержанность и осторожность в поступках, осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства.

Правила управления государством (подобно управлению колесницей): император – правитель, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. “Если умело держать вожжи – лошади побегут сами”.

Нравственный идеал – «благородный муж» Прежде всего – совершенствование человека, а затем - общества; главное – воспитание человеческого характера, самообладания, здравого смысла, любознательности, твердости взглядов, воли к учению и душевного слуха (умения вслушиваться в то, что делается внутри и вне человека). Конфуций выступал против чрезмерного насилия в обществе, за демократизацию. «Благородный муж», государственный деятель постоянно заботится о своих подданных, воздействуя не принуждением, а исключительно собствнным примером.

Даосизм. Источник – «Сокровищница дао». Основная часть – «Книга о дао и дэ» (Дао дэ цзин). Нравственный идеал – жрец-отшельник, занятый внутренним духовным совершенствованием. Цель – в постижении великого пути – дао, которому в своем развитии следует все сущее. Лао-цзы (604 -? д.н.э.). Путем медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей. «Деятельное недеяние» - «ничего не делая – всего достигает».

Легизм. Школа «законников». Основное понятие – «закон» (фа), который должен проводиться в жизнь жесткими средствами. Средоточие морали – полубожественная личность императора, который с помощью чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Порядок и гармония в обществе воцарится, когда исчезнут все правонарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.)