Эстетика Нового времени: основные особенности и направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика Нового времени: основные особенности и направления



В XVII в. Европе вступила в эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась возникновением общества нового типа, в котором уже не существовало жестких канонов и традиций. Поэтому последовательное развитие художественных стилей сменяется их параллельным развитием и взаимодополнением. В XVII в. одновременно возникают и развиваются большие стили, имеющие наднациональный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Наиболее целостную эстетическую систему представляет собой французский классицизм (лат. – «образцовый»). Этот стиль сформировался в период укрепления абсолютной монархии, когда происходила борьба королевской власти за создание единого централизованного государства. Принципы классицизма нашли свое выражение во всех видах искусства.

Характерными особенностями этого стиля являются следующие.

1.Ориентация на образец Античности. Считалось, что идеалы красоты, гармонии разработаны в античной культуре, поэтому для воплощения прекрасного в жизни и в искусстве необходимо изучить античные образцы искусства и, ориентируясь на них, создавать новые произведения.

2. Главный критерий красоты – разум. Классицизм стремился все рационально упорядочить, от художника требовались ясность и высокохудожественная форма выражения. В классицизме обнаруживается тенденция к созданию возвышенных, рационалистически четких и завершенных образцов искусства.

3. Классицизм тяготел к созданию разумного и гармоничного строя жизни и выступал против изображения в искусстве безобразных, дисгармоничных явлений.

4. Классицизм был ориентирован на утверждение высоких нравственных идеалов. Искусство было призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу. Теоретики классицизма настаивали на подчинении человека нормам и правилам государства.

Крупнейший теоретик классицизма Никола Буало (1636-1711) видел задачу художника в убеждении силой и логикой мысли. По его мнению, источником красоты является не природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю. Духовная красота выше физической, а произведения искусства – выше творений природы. Буало утверждал, что искусство должно подражать природе, но природа должна быть освобождена от первоначальной грубости и оформлена упорядочивающей деятельностью разума. Буало требует от художников и поэтов точности, ясности и простоты. С его точки зрения, все непонятное безобразно и некрасиво.

Принципы классицизма нашли свое выражение в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Ф.М.А. Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, П. Бомарше, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко, в творчестве И.В. Гете, Ф. Шиллера и др. В живописи и скульптуре классицизм представлен работами французских художников Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Архитектура классицизма отличается четкостью композиции, строгой симметричностью сооружений, простотой. В этом стиле создавались общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы. Строгая упорядоченность распространяется на природу: создается система так называемого регулярного парка.

Стиль барокко (итал. – «причудливый, экспрессивный») оформляется в искусстве в конце XVI-XVII вв. Барокко на первый план выдвигает хаотичную, иррациональную сторону мира, а также иллюзорность и экспрессию чувств. Человек уже не ощущал себя центром мироздания, так как узнал, что Вселенная бесконечна. Мировоззренческой основой барокко является неостоицизм. Это учение утверждает бренность и суетность бытия. Человек может обрести точку опоры только в своей душе, в созидании внутренних сил.

Для барокко характерно сочетание несочетаемого. Мир предстает как борьба противоположностей, как вечное непостоянство. Барокко – это искусство необычности. Этот стиль отличается напряженным динамизмом, экспрессивностью, усложненностью художественной формы, пристрастием к пышности и излишней декоративности. В барокко отсутствует нормативность. В искусстве обнаруживается интерес к чувственному, телесному началу, дисгармоничным аспектам бытия. Барокко отражает пессимистическое настроение эпохи и растерянность, сомнение в возможностях человека, ощущение бренности жизни, бесполезности борьбы со злом.

В литературе стиль барокко отразился в творчестве Т. Тассо, Л. Ариосто, А. Грифиуса, Л. Де Вега, П. Кальдерона и др.; в живописи – в творчестве М.М. да Караваджо, П.П. Рубенса и др.; в музыке – в творчестве А.Л. Вивальди, Д.Д. Скарлатти, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.

Для архитектуры барокко характерны неправильные формы, живописность, пышность, пластичность, ассиметричность, масштабности построек, димика пространственного построения. Культовые сооружения, дворцы, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. В дворцово-парковых комплексах использовалось сочетание рельефа местности, водных каскадов с малыми формами – павильонами, оградами, фонтанами, статуями.

В эстетике барокко и классицизма отразились противоречивые тенденции эпохи: если художники барокко подчеркивали дисгармоничность жизни, пессимистическое мироощущение человека, то классицизм был проникнут верой в рациональность, строгую упорядоченность, красоту и гармоничность мира.

В XVIII в. господствующим стилем в искусстве стал рококо (франц. рокайль – «украшение из раковин»). Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего, королевского двора и французской аристократии. Характерными чертами этого стиля являются утонченная изысканность художественной формы, вызывающей игривое, насмешливое, дразнящее чувство и настроение; утверждение художественной концепции беззаботной жизни аристократической личности среди изящных вещей, отличавшейся фривольностью, легкомыслием, жаждой праздника и наслаждения; интерес к любовным сюжетам; уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Скульптура и живопись отличаются изяществом, декоративностью. Для интерьера использовались бронзовые и фарфоровые статуэтки, шелковые обои, декоративные ткани, посуда, зеркала; стены украшались обильной лепниной, ажурным орнаментом и позолотой. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции при Людовике XIV. Были отвергнуты и строгие правила классицизма: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Стиль рококо оформлял быт аристократии, церемониал королевских дворов, этикетные нормы поведения. В отношениях между мужчинами и женщинами постепенно начали господствовать законы галантности и тщательно разработанные, эстетизированные формы поведения. Идеал женской красоты выражался в бледности, томности, хрупкости, изяществе, пикантности. Этому соответствовали фантастически сложные прически, пышные яркие одежды.

Эстетика Просвещения – XVIII век. В данный период происходят буржуазные революции. Представители буржуазии борются с невежеством, религиозными суевериями, антигуманной феодальной моралью. Именно в это время утверждается уверенность в том, что с помощью образования, распространения знаний можно изменить человека к лучшему, обеспечить гармоничное развитие общества. Такие мыслители, как Руссо, Вольтер, Дидро, Лессинг и другие возлагали надежды на морально-политическое и эстетическое воспитание, которое, по их мнению, должно смягчить природный эгоизм человека. В частности, Дени Дидро (1713-1784) считал прекрасное синтезом истины и добра. Предназначение искусства заключается в воспитании человека. Дидро проповедовал демократизм и народность в искусстве, подчеркивал нравственные качества простых людей. Жан-Жак Руссо (1712-1778) поставил вопрос о соотношении искусства и нравственности. По его мнению, в классовом обществе прогресс культуры неминуемо ведет к нравственной деградации, все достижения цивилизации только развращают доброго и трудолюбивого по своей природе «естественного человека». Человек в естественном состоянии не был ни добр, ни зол, ни порочен, ни добродетелен. Он еще не пользовался разумом и не злоупотреблял своими способностями, не делал зла благодаря спокойствию страстей и неведению порока. В естественном состоянии человек подчиняется природному порыву человеколюбия, и сострадание заменяет ему право и нравственность. Тем самым Руссо делает вывод о том, что людям следует вернуться назад к природе. Искусство цивилизации также порочно, оно требует больших денежных затрат и времени. Поэтому идеалом искусства являются народные зрелища. Руссо настаивал на демократизации художественной формы, выступал за естественность изображения и простоту стиля. Эстетические взгляды Руссо способствовали формированию сентиментализма – художественного направления, обращенного к чувствам людей, идеализирующего добродетели и светлые стороны характеров персонажей. Для сентиментализма характерны приоритет чувств, проповедь альтруизма, морали, нравственных инстинктов и естественных влечений человеческой натуры, идеализация сельской жизни и простоты. Главные представители в литературе: С. Ричардсон, Л. Стерн.

Немецкий философ-просветитель, теоретик искусства Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) также выступал за создание демократической национальной культуры, говорил о необходимости сближения искусства с жизнью, освобождения искусства от сословной нормативности. С точки зрения Лессинга, искусство представляет собой форму познания жизни.

Немецкая классическая эстетика. Представители немецкой классической философии осуществили последнюю попытку создать целостное знание обо всех аспектах действительности, применили диалектический метод в изучении эстетических проблем и анализе художественного процесса.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) заложил основы нового подхода к пониманию природы субъекта и его познавательных способностей. Он утверждал, что восприятие предметов и явлений окружающей действительности в качестве приятных или неприятных зависит не только от свойств этих объектов, но и от присущих каждому человеку чувств удовольствия или неудовольствия. Этим обстоятельством философ объяснял бесконечное многообразие вкусов. С его точки зрения, красота исключает целесообразность. Для человека имеет значение лишь форма. Это значит, что, во-первых, эстетическое чувство бескорыстно и сводится к простому любованию предметом. Во-вторых, эстетическое суждение не может быть обосновано логически. В-третьих, прекрасным является то, что нравится без понятия. Иными словами, основой вкуса выступает субъективная целесообразность.

Другой представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) впервые разработал концепцию всеобщей исторической эволюции искусств, в которой выделил три стадии – символическую, классическую, романтическую. Символическая стадия представляет собой искусство Древнего Востока. Форма художественных произведений еще не обладает индивидуальными чертами. Классическая стадия – это античное искусство, которое отличается гармоничным сочетанием формы и содержания. Именно в данную эпоху появляется эстетический идеал. Романтическая стадия знаменует собой европейское искусство конца Средневековья – начала XIX в. Для этого этапа характерное преобладание содержания над формой, что неминуемо ведет к исчезновению искусства.

Гегель подчеркивал познавательную функцию художественных произведений. Цель искусства усматривается философом в утверждении общечеловеческих ценностей.

В конце XVIII – начале XIX в. в Европе возникает романтизм – художественное движение в западной культуре. Его возникновение связано с кризисом идеологии просвещения, разочарованием в способности разума разрешить важные жизненные проблемы и обеспечить справедливость в общественной жизни. Романтизм – это отрицательная реакция на французскую буржуазную революцию и те ценности, которые пропагандировала буржуазия. Романтики отрицали реальную действительность, ее утилитаризм, бездуховность. Мироощущение романтиков пессимистично. Это настроение они пытались преодолеть путем бегства от повседневной действительности в идеализированное прошлое, мир природы, фантазий и воображения. Исходным принципом романтизма стало «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и идеального миров.

В основе творчества представителей данного движения находился человек, отрицающий действительность. В романтизме выявилась тенденция к стиранию грани между жизнью, философией, религией и искусством. При этом искусство представляло собой исходный пункт в осмыслении мира, оно стремилось поведать людям об основах мироздания. Романтики в своих произведениях обращались к религии, фольклору, истории и даже к жизни экзотических стран. Главный смысл романтического искусства заключался в воспроизведении глубин человеческого духа, культивировании сильных переживаний и страстей, которые полностью захватывают человека. В центре романтического искусства находилась одинокая человеческая личность, не принимающая несовершенного окружающего мира. При этом подчеркивалась значимость внутренней жизни человека. Фактически романтизм утверждал абсолютную свободу личности.

Для данного художественного направления характерно отсутствие ориентации на канон и нормативность. Произведения представляют собой взаимопроникновение различных видов и жанров искусства, что помогало более адекватно воплотить полноту жизни. Художественный язык романтиков отличался образностью, экспрессивностью, интенсивной метафоричностью и аллегоричностью.

В Германии романтизм представляли писатели – А. Шлегель и Ф. Шлегель, Шеллинг, Фр. Шлейермахер; во Франции – В. Гюго, А. де Мюссе; в Англии – С.Т. Кольридж, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон, Б. Шелли; в Италии – Дж. Леопарди. Наиболее продуктивной почва романтического искусства оказалась для музыки. Формирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить в конце XVIII в. в творчестве Л. ван Бетховена. XIX в. ознаменован деятельностью музыкантов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, К.М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берлиоза, И. Брамса, Р. Вагнера.

Яркими представителями романтизма в живописи являлись Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебля, Дж. Тернер и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.014 с.)