Проблема классификации этических категорий. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема классификации этических категорий. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость



Добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство являются высшими моральными ценностями и относятся к стратегии «правильной жизни».

Проблема классификации этических категорий. Добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство являются высшими моральными ценностями и стратегией «правильной жизни».

Критерии классификации этических категорий:

I. Простота и функциональность использования в этике как науке и учебной дисциплине. Разделение категорий на три группы:

1. полярные: добро и зло, справедливость и несправедливость;

2. кондициональные или взаимообусловленные: долг, совесть, честь, достоинство;

3. выражающие высшие стратегические моральные ценности: смысл жизни, счастье.

II. В качестве разделения могут выступать наиболее значимые моральные ценности (что условно само по себе):

в первую очередь, высшие стратегические моральные ценности: смысл жизни и счастье.

III. Проблемный характер этики – во главу угла. Дискуссионность, незавершенность этического знания.

Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость. Полярность (от греч. polos – небесный свод над полюсами) – противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но, тем не менее, взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у Гете, романтиков и особенно у Шеллинга.

Проблема определения добра и зла. Сложность определения связана с:

- универсальностью применения,

- абстрактным характером,

- релятивностью индивидуальных представлений,

- невозможностью полного эмпирического выявления.

Добро и зло - наиболее общие этические категории, используются для обозначения нравственно-положительного и нравственно-отрицательного в жизнедеятельности людей

Добро – простая позитивность. Это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма), или «высшим благом», или неким сравнительным началом.

Личность не является ни доброй, ни злой. Этическая сущность – в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.

Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации.

Николай Гартман в книге «Этика» (1935) писал: «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей) в реальном мире».

Телеология ценностей. Телеология сама по себе (т.е. способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе).

Человек является добрым или злым лишь как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию, т.е. человек в его отношении к ценностям.

Зло – противоположность добра (1). 1) от понимания зла зависит также и определение понятия добра. В манихействе зло выступает как самостоятельная субстанция, метафизическое понятие у Плотина, в христианской философии у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля. Все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую?

Зло (2) - то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.

Добро как моральное благо. Благо – понятие, используемое для обозначения положительной ценности различных явлений.

Благо - то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Примеры: ч естность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других.

Любовь к ближнему, правдивость, верность. Любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т.п. другому. Правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Благоразумие - такое состояние духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех основных добродетелей.

Добро и зло в истории этики. Натуралистическая традиция: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм. Ригористическая традиция: этика долга. Дж. Мур («Принципы этики»): добро теоретически неопределимо и выявляется интуитивно.

Диалектика добра и зла: 1) проблема критерия различения добра и зла: соотнесенность со смыслом морали, значение «золотого правила», интуитивное восприятие; 2) трудности практического различения добра и зла: релятивизм реальных нравственных представлений; отсутствие конкретного критерия, «написанного» морального законодательства; контролирующих инстанций; сложность и неоднозначность жизненных коллизий и др.

Проблема борьбы со злом. Многоликость морального зла; его причины; способы противостояния злу. Возможность/невозможность морального оправдания любых средств (вплоть до неправедных) в борьбе со злом.

Справедливость и несправедливость. Конкретизация и корректировка представлений о добре и зле в категории «справедливость». Выражает соотношение нескольких явлений в их единстве: права – обязанности, поступки – воздаяния, преступление – наказание.

Понятие справедливости. Общий смысл справедливости – выражение меры равенства и неравенства между людьми.

Два принципа Дж. Ролза («Теория справедливости»): 1) «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других»; 2) «социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они: а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших, б) и делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей».

Справедливость. У Платона – добродетель правильного отношения к другим людям, сумма всех добродетелей вообще. Лучше переносить несправедливость, чем творить ее самому. У Аристотеля формы справедливости: уравнивающая (распределение благ, почестей и пр. без учета достоинства лиц) и распределительная (распределение благ и пр. с учетом достоинства лиц).

Справедливость в современной этике ценностей является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)