Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема классификации этических категорий. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливостьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство являются высшими моральными ценностями и относятся к стратегии «правильной жизни». Проблема классификации этических категорий. Добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство являются высшими моральными ценностями и стратегией «правильной жизни». Критерии классификации этических категорий: I. Простота и функциональность использования в этике как науке и учебной дисциплине. Разделение категорий на три группы: 1. полярные: добро и зло, справедливость и несправедливость; 2. кондициональные или взаимообусловленные: долг, совесть, честь, достоинство; 3. выражающие высшие стратегические моральные ценности: смысл жизни, счастье. II. В качестве разделения могут выступать наиболее значимые моральные ценности (что условно само по себе): в первую очередь, высшие стратегические моральные ценности: смысл жизни и счастье. III. Проблемный характер этики – во главу угла. Дискуссионность, незавершенность этического знания. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость. Полярность (от греч. polos – небесный свод над полюсами) – противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но, тем не менее, взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у Гете, романтиков и особенно у Шеллинга. Проблема определения добра и зла. Сложность определения связана с: - универсальностью применения, - абстрактным характером, - релятивностью индивидуальных представлений, - невозможностью полного эмпирического выявления. Добро и зло - наиболее общие этические категории, используются для обозначения нравственно-положительного и нравственно-отрицательного в жизнедеятельности людей Добро – простая позитивность. Это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма), или «высшим благом», или неким сравнительным началом. Личность не является ни доброй, ни злой. Этическая сущность – в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло. Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации. Николай Гартман в книге «Этика» (1935) писал: «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей) в реальном мире». Телеология ценностей. Телеология сама по себе (т.е. способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе). Человек является добрым или злым лишь как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию, т.е. человек в его отношении к ценностям. Зло – противоположность добра (1). 1) от понимания зла зависит также и определение понятия добра. В манихействе зло выступает как самостоятельная субстанция, метафизическое понятие у Плотина, в христианской философии у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля. Все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую? Зло (2) - то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию. Добро как моральное благо. Благо – понятие, используемое для обозначения положительной ценности различных явлений. Благо - то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Примеры: ч естность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других. Любовь к ближнему, правдивость, верность. Любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т.п. другому. Правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага. Благоразумие - такое состояние духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех основных добродетелей. Добро и зло в истории этики. Натуралистическая традиция: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм. Ригористическая традиция: этика долга. Дж. Мур («Принципы этики»): добро теоретически неопределимо и выявляется интуитивно. Диалектика добра и зла: 1) проблема критерия различения добра и зла: соотнесенность со смыслом морали, значение «золотого правила», интуитивное восприятие; 2) трудности практического различения добра и зла: релятивизм реальных нравственных представлений; отсутствие конкретного критерия, «написанного» морального законодательства; контролирующих инстанций; сложность и неоднозначность жизненных коллизий и др. Проблема борьбы со злом. Многоликость морального зла; его причины; способы противостояния злу. Возможность/невозможность морального оправдания любых средств (вплоть до неправедных) в борьбе со злом. Справедливость и несправедливость. Конкретизация и корректировка представлений о добре и зле в категории «справедливость». Выражает соотношение нескольких явлений в их единстве: права – обязанности, поступки – воздаяния, преступление – наказание. Понятие справедливости. Общий смысл справедливости – выражение меры равенства и неравенства между людьми. Два принципа Дж. Ролза («Теория справедливости»): 1) «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других»; 2) «социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они: а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших, б) и делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей». Справедливость. У Платона – добродетель правильного отношения к другим людям, сумма всех добродетелей вообще. Лучше переносить несправедливость, чем творить ее самому. У Аристотеля формы справедливости: уравнивающая (распределение благ, почестей и пр. без учета достоинства лиц) и распределительная (распределение благ и пр. с учетом достоинства лиц). Справедливость в современной этике ценностей является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.007 с.) |