Эстетические представления народов древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические представления народов древнего Востока



Восток (от лат. Oriens) – достаточно условное обозначение ряда стран (Китая, Японии, Ближнего Востока, Индии), лежащих к востоку и югу от Западной Европы. Восточная культура весьма неоднородна по своему содержанию: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток конфуцианский и пр. Но при всем многообразии Востока существует ряд свойств, объединяющих названные культуры в единый культурный тип. Формированию специфических черт культур восточного типа способствовали следующие факторы:

1)протяженные территории, относительно замкнутые от внешних влияний; это привело к формированию цивилизаций, базирующихся на вековых традициях, неизменно, от века к веку определяющих и регламентирующих жизнь человека восточного общества;

2)особенность природно-климатических условий (скудость плодородных почв, обилие высокогорных рельефов, недостаток природного орошения) обусловила необходимость создания больших имперских систем авторитарного толка («восточных деспотий» или «деспотических монархий»), где власть одного человека (императора, фараона, царя) покоится на религиозном авторитете (конфуцианство, буддизм или индуизм);

3) место человека в обществе при такой политико-хозяйственной организации жестко иерархически закреплено и предполагает строжайшую регламентацию: устойчивые социальные порядки, религиозные и моральные стандарты поведения предписывают нормативы поведения человека согласно его месту в общественной иерархии; ярко выраженный коллективизм – неразрывное единство человека и социальной группы, к которой он приписан, закрывает возможности проявления индивидуализма – воздушного пространства человека западной культуры.

Сходство природно-климатических предпосылок, обусловившее общность темпов социального развития (установка на неподвижность и стабильность, традиционализм) и политического устройства (восточные деспотии), породило согласованность, единство «дыхания» Востока и в типе его мировосприятия, согласно которому:

1) мир изначально совершенен, гармония составляет фундамент мироздания; все в мире пребывает в согласованном, едином ритме. Согласно, например, представлениям китайских мудрецов, природе изначально присущи пять основных совершенств: человечность, чувство долга, благопристойность, искренность и мудрость.

2) управляет целостным течением бытия некая могучая безликая сила, проявление которой подобно действию закона; принципы действия этого закона – непостижимая тайна для человека;

3) человек – маленькая песчинка в потоке времени и пространстве, не имеющая возможностей, ни силы воздействовать на целостное течение мироздания, пребывающее в вечности; и поэтому человек не может вмешиваться в движение мировых, природных процессов. Путь человека, трепетно вслушиваясь в сокровенные законы вселенной, пытаться подстроить под них свое существование;

4) сущность мира и человека – духовна; гармония мира имеет духовные истоки, скрываясь под разнообразными чувственно-осязаемыми «масками»;

5) обретение гармонии с миром лежит на пути внутреннего совершенствования человека, так как только в этом случае он сможет интуитивно, сверхразумно, духовно приблизиться к знанию глубинных законов, управляющих движением природных процессов;

6) традиция, покоящаяся на религиозно-философских прозрениях древних мудрецов (пророков, учителей, гуру, святых, брахманов и т.д.), достигших высочайшего уровня в совершенствовании своего духовного облика, - главный ориентир в жизни человека в его попытках обрести гармонию со Вселенной.

Эстетический идеал восточной культуры. Идеал, к которому восходит восточное мировоззрение, является абсолютная вечная духовная реальность, пронизывающая собой мир чувственно воспринимаемых вещей, мир природы. Благодаря этому мир предстает как единая нерасчлененная целостность, в которой все части гармонически соединяются невидимым образом воедино. В результате в идеале эстетическом фиксируются две, на первый взгляд, противоположные тенденции. С одной стороны, истинная красота таится в каждой частице мира, что заставляет человека, обращаясь к мельчайшим его фрагментам, воспевать их, «проявляя» скрытую в них связь со вселенской гармонией. В основе мироздания лежит некая безличностная сила, неподвластная усилиям конечного, слабого человеческого существа. Истиной является бытие само по себе, а вернее, небытие. Истинные законы мироздания – невыразимы. Процесс познания мира в эстетическом модусе на Востоке – это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Для восточного эстетического идеала характерна интроверсия, цель которой – растворение в мире, слияние с ним, порождает еще две особенности восточного эстетического идеала: традиционность и тяготение к синтезу искусств.

 

Античная эстетическая мысль

Эстетическая мысль возникла в рабовладельческую эпоху. Первоначально зачатки эстетики формировались в Египте, Месопотамии, Китае, Индии. Однако они еще не представляли собой строго оформленные теоретические положения. И только греческие мыслители впервые четко сформулировали главные проблемы эстетики. Это вопрос о природе искусства, о сущности творческого процесса, о роли искусства в жизни общества. Кроме того, ими разработана теория эстетического воспитания, проведен анализ эстетических категорий, рассмотрен вопрос об отношении эстетического отношения к действительности.

Отличительной чертой эстетического сознания древних греков был космологизм. Другими словами, вселенная представлялась как одухотворенное, гармоничное и целесообразное целое. Совершенство чувственного мира воспринималось как нечто неустойчивое по сравнению с вечной красотой. Но одновременно космическое совершенство проявлялось в неисчерпаемости земного бытия.

В эстетическом сознании Древней Греции наиболее важное место занимает искусство. Оно отражало противоречивый процесс перехода от родового строя к рабовладельческому обществу и было направлено на поиск всеобщей гармонии. Художественная жизнь Древней Греции была довольно богатой и разнообразной. Развивалась драматургия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. При этом мир искусства был живым миром. Большинство художественных произведений вело немузейный образ жизни. Скульптуры украшали улицы, площади и храмы. В античном полисе отсутствовало рассогласование между индивидуальными устремлениями человека и общества. В этой связи художественное сознание носило синкретический характер. В частности, оно находило свое выражение в категории «калокагатия», которая была введена древними греками для оценки эстетического совершенного явления и обозначала собой единство прекрасного и нравственного, телесного и духовного. Слово «калокагатия» образовано от греческих слов calos – прекрасный и agatos – хороший, нравственно совершенный. Средством реализации меры и гармонии в искусстве выступал принцип «золотого сечения». Его сущность заключается в том, что целое так относится к большей части, как большая часть относится к меньшей. Этот принцип использовался во всех видах изобразительных искусств.

В Античности не было четкого разделения на массовое и элитарное искусство, поэтому художественные произведения являлись общезначимыми, т.е. понятными для всех граждан общества.

Древнегреческая архитектура отличалась четкостью, конструктивностью, симметрией. Достижениями классической античной архитектуры являются:

1.Храм-периптр (псевдопериптр), представляющий собой классический прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннадами. Такой храм искусно украшался росписями и скульптурой. Наиболее известными архитектурными сооружениями Античности являются храм Артемиды в Эфесе, храм в Коринфе, храмовый комплекс Акрополь в Афинах.

2. Создание системы ордеров (ордер – системы пропорций зданий, строго соразмерное соотношение несущих и несомых частей здания). В VIII в. до н.э. появляются три ордера – дорический, ионический, коринфский. Дорический отражал стремление к монументальности, к совершенству пропорций, ионический – изящество и прихотливость линий. Коринфский ордер представлял собой смешение элементов дорического и ионического ордеров. Его отличает стремление к изяществу украшений, множеству декоративно-орнаментальных деталей.

Античное искусство отличается небывалым расцветом скульптуры. В конце VII в. до н.э. возникает монументальная пластика. Типичные образцы – изображения обнаженных юношей и целомудренное задрапированных девушек. Скульптурным изображениям придавалась статичность, напряженная сдержанность и торжественность. В этот же период рождается и древнегреческий рельеф. Распространены рельефные украшения храмов, сюжетами которых становились традиционные мифы, исторические события и их участники. В более поздний период сформировалась идея о том, что душа и тело образуют гармоничный микрокосм, следовательно, язык тела представляет собой язык души. Скульптура изображает гармонично сложенных, физически совершенных молодых людей. Совершенные тела изображаются уже в динамике.

Наиболее известными являются произведения Фидия, который воссоздает образы богов и богинь, Мирона (самая известная его работа - «Дискобол», где воплотилось стремление создать идеальный образ физически и морально совершенного человека), Поликлета (работа «Дорифор» (копьеносец) воплощает идеал мужественного спортсмена и гражданина), Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках», «Афродита Книдская»).

В период эллинизма созданы такие шедевры мировой пластики, как статуя Ники Самофракийской, группа Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями, знаменитая Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, Колосс Родосский, статуя Зевса в Таренте.

Литература Древней Греции тесно связана с театром (драматургией), мифологией и эпосом Гомера, с философией.

На первом плане античной литературы – лирическая поэзия. Она возникает в VII в. до н.э. и заменяет собой эпические поэмы, в которых был слабо разработан характер героев. Ее представителями были Гесиод, Архилох, Алкей, Сапфо и др. Она отражала достигнутый уровень индивидуальной свободы, выход из родовой общины (с ее принципами коллективизма и общинных форм сознания и действия). Древнегреческий театр представлял собой синкретическое явление, в котором переплетались драматургия, музыка, игра актеров. Он рождает жанры комедии и трагедии. В Афинах театральные представления устраивались только два раза в год на праздниках в театре Диониса (четыре дня подряд по 15 пьес). Зрителям выплачивался их дневной заработок, так как театр служил не столько развлечением, сколько был воспитательным действом. При этом в первые дни представлений зрители смотрели трагедии, сочувствовали героям, переживали вместе с ними. Затем трагедии заменялись на комедии. Этот порядок не был случайным. Греки считали, что человек имеет право смеяться только тогда, когда его душа очистилась от скверны.

Изначально греческий спектакль представлял собой хоровое пение, посвященное богам. Истоком трагедии являлся культ Диониса. Запевала дифирамба (букв. «песнь топора» - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии. Сюжеты трагедий черпались из греческой истории и мифологии. Основной темой была борьба с судьбой, роком. Авторы трагедий – Эсхил (создал 70 трагедий, воспел победы греков при Марафоне. Саламине); Софокл (120 трагедий, среди которых «Антигона», «Аякс»); Эврипид («Медея», «Ипполит»).

Сюжеты комедий обычно не были связаны с мифом, являлись вымыслом автора. Среди наиболее известных авторов древнегреческой комедии был Аристофан. В его творчестве (комедии «Птицы», «Мир», «Лисистрат») появляется критика социальных несовершенств полиса, высмеивание общечеловеческих пороков.

В теоретической форме разработка эстетических категорий впервые была осуществлена пифагорейской школой, которая признавала число основой мира. Гармония чисел представляет объективную закономерность, определяющую состояние мира в целом. Отсюда вытекало представление о том, что космос – гармоничное, упорядоченное единство. В подтверждение своих взглядов пифагорейцы разработали теорию математических основ музыкальных интервалов. Согласно этой теории, качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны, то есть октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4. Таким образом, гармонию они определяли как единство противоположностей. Следовательно, гармония совершенства тождественна красоте. На основе этого учения пифагорейцы разработали систему музыкального воспитания человека. Они убедительно доказали, что музыка может оказывать воздействие на духовное и физическое состояние человека.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – ок. 483 гг. до н.э.) также определяет красоту как гармонию, представляющую собой единство противоположностей. Гармония – это всеобщие законы мироздания. Иными словами, Гераклит считал, что эстетические качества присущи миру вообще, прекрасное есть не что иное, как общая закономерность мира.

Наивысшего расцвета греческая эстетическая мысль достигла в V в. до н.э. Здесь выделяется творчество Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ (470 – 339 гг. до н.э.) основное внимание обратил не на общие закономерности бытия, а на человека. По его мнению, прекрасное не может существовать как объективное свойство предметов. Оно всегда совпадает с целесообразным и служит практическим потребностям. Бесполезное не может быть прекрасным. Но в то же время Сократ указывал на связь этического и эстетического: идеалом является только прекрасный духом и телом человек. В этой связи задачей искусства является создание силой творческого воображения идеала человека.

Искусство, по мнению философа, есть воспроизведение действительности посредством подражания. Но последнее не ожжет быть лишь механическим копированием. Искусство должно отражать духовный облик человека в целом, а не отдельные качества личности. При этом в произведениях необходимо изображать людей, которые обладают высокими нравственными качествами. Тем самым Сократ подчеркивал воспитательное значение искусства.

Другой древнегреческий мыслитель Платон прекрасное рассматривал в качестве вечной абсолютной идеи, которая не существует в чувственном материальном мире. Любая вещь есть отражение идеи. Прекрасное, по Платону, не сводится к удовольствию и не отождествляется с пользой. Поскольку всякая вещь материальна и представляет собой блеклую тень идеи, человек не может постичь прекрасное через чувственный опыт. Красота постигается рационально, посредством разума. По этой причине художник не может постичь прекрасное, поскольку он копирует вещь, которые являются копиями идей. В этой связи, по мнению Платона, искусство находится далеко от истины и препятствует познанию совершенного мира. Следовательно, ему не должно быть места в жизни общества. Тем не менее философ допускал существование тех видов и произведений искусства, которые имеют воспитательное значение, формируют у людей чувство меры и порядка.

Аристотель, в отличие от Платона, напротив, считал, что прекрасное является объективным свойством предметов. Отличительными признаками прекрасного являются соразмерность и органическая целостность. Прекрасное можно обнаружить в живой и неживой природе, в обществе и в искусстве. Источник искусства Аристотель усматривал в склонности людей к подражанию. Эстетическое наслаждение, которое получают люди, рассматривая художественное произведение, основывается на радости узнавания. Таким образом, искусство является формой познания действительности, а также имеет воспитательное значение. Философ подчеркивал, что художественные произведения облагораживают человека посредством катарсиса – очищения души через сострадание и страх. Это происходит именно тогда, когда зритель, следя за событиями трагедии, испытывает душевное волнение, что приводит к возвышению и просветлению.

 

Эстетика Средневековья

С падением Западной Римской империи под нашествием варварских племен начинается эпоха Средневековья. В основе эстетических ценностей – теоцентризм, бог. Поэтому красота природного мира и человека – на втором плане. Эстетика средневекового мышления абсолютизирует внутренний мир человека, противопоставляет идеальное и материальное.

У истоков средневековой эстетики находился Августин Блаженный. Он утверждал. Что единственной красотой является Бог как высшее благо. Зло есть испытание для человека. В этой связи только два объекта достойны познания – это Бог и душа человека. Последняя должна совершенствоваться через страдание. Земная красота рассматривалась Августином как отблеск божественной красоты.

Другой выдающийся средневековый мыслитель Фома Аквинский приспособил эстетику Аристотеля к христианству. Он считал, что созданный Богом мир прекрасен. Красота – совокупность объективного и субъективного. Объективное отличается совершенством, пропорцией, ясностью. При этом прекрасное всегда доставляет удовольствие своим видом и абсолютно не связано со стремлением удовлетворить какие-либо потребности. Субъективное – это соотношение прекрасного с познавательной способностью человека, которая осуществляется в процессе созерцания и сопровождается духовным наслаждением.

Период с VI-X вв. характеризуется новым этапом развитием искусства. Художественные произведения отличались незавершенностью поисков. Вместе с тем выявилась тенденция к переходу от натуралистического изображения к символическому. Формируется эстетика иконы, крестовокупольного храма в Византии. Великие византийские богословы, среди которых отцы и учителя Церкви Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит (Лже-Дионисий), Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Николай Кавасила и др., разрабатывают христианские эстетические учения. До сих пор глубокое впечатление производят великолепные византийские мозаики в древних храмах VI-XII вв. в Греции, Италии, Болгарии, на о. Кипр, на территории современной Турции (например, знаменитый собор св. Софии в Константиноле (ныне - Стамбуле)). Сохранилось немало ценных памятников средневекового искусства в России, Украине, Беларуси, то есть на территории древней Киевской Руси.

В X в. возникает романский стиль. Он главным образом воплотился в архитектуре, монументальной скульптуре и живописи. Его отличительные особенности – аскетизм, тяжеловесность, приземленность. Цель романского искусства – это воплощение божественной красоты. Архитектурные произведения – монастыри, храмы и замки – отличались монолитной целостностью, массивностью, простым по формам архитектурным декором. Мощные архитектурные сооружения сочетались со скульптурными композициями, в которых преобладали библейские темы. Скульптура не отличалась внешней красотой и пропорцией, поскольку задачей художников было стремление изобразить не физическую, а духовную красоту. В убранстве интерьера в храмах особое место занимали фрески и витражи. Их цель заключалась в том, чтобы погрузить человека в мир религиозных переживаний. Поверхности стен и сводов покрывали многоцветные росписи и мозаики. Наружные стены соборов украшались резьбой, изображениями животных, мифологических существ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.023 с.)