Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство



Кондиционизм, или кондиционализм (лат. conditio - условие) – так физиолог Фервори (1863-1921) называет свою теорию познания, в которой понятие причины вследствие того, что оно слишком антропоморфно и ненаучно, заменено понятием совокупности условий. Кроме того, нет ни одного явления, которое зависело бы только от одной причины, и понятие причины, примененное ко всем определяющим факторам процесса, идентично понятию условия.

Особенности кондициональных категорий имеют нормативный, образцовый статус; императивный, оценочный, мотивирующий характер; «взаимообусловленные», т.к. подчеркивается содержательное единство и теснейшую взаимосвязь понятий «долг», «совесть», «честь», «достоинство».

Категория «долг». А.А. Гусейнов: обозначает «нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения».

Долг - это отношение к должному, т.е. выполняя определенные обязанности, человек осознает их как необходимые для себя (интериоризация). Кант: долг – самый чистый моральный мотив. Бескорыстная мотивация.

Коллизии, противоречия между долженствованием и личными склонностями,

между различными видами долга; между внешними требованиями и индивидуальными ценностными ориентациями. Невыполнения долга вызывают мучительные переживания. Механизм индивидуальной моральной регуляции – совесть.

Совесть - способность человека к моральной саморегуляции на основании самооценки.

Выражение самооценки на уровне совести: негативно («угрызение совести»), позитивно (моральная удовлетворенность своими поступками, «чистая совесть»).

Двоякая природа совести. В глубоко личностном обнаруживается нечто общечеловеческое, «чисто идеальное лицо» (Кант): «одинокое богослужение» (Гегель), «голос Бога внутри человека».

Стыд - способ самооценки. Отличается от совести наличием «внешнего наблюдателя», исключительно негативным проявлением самооценки.

В христианской морали и нравственности особое значение имеет обращение к совести человека, как фундаменту личной и общественной морали. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси подчеркивает воспитывающий характер этой высшей нравственной: ценности: «Общественные потрясения происходят вследствие конфликта совести воспитателей с совестью воспитуемых. Коль скоро целью всякого воспитания в конечном итоге является стабильность и процветание личности, семьи, нации и государства, то с точки зрения Православной Церкви, христианской веры и религии в целом совесть является здесь ключевым понятием. Именно на нем строится все здание личной и общественной морали, нравственности, патриотизма, гуманистических ценностей и духовных традиций».

Именно голос совести помогает различать добро и зло. Так считает архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский. Он подчеркивает рациональный и одновременно духовно-нравственный смысл этого этического понятия: «Совесть – это суд разума, который способствует распознаванию человеком нравственной ценности конкретного действия, которое он совершил, собирается совершить или совершает». По мнению белорусского богослова, голос совести – как бы некая сигнальная система, которая предупреждает о совершении неподобающих дел. В Евангелии есть также понятие «сожженой совести», то есть заглушенной совести.

Ясперс: Стыд – основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя философствование, раскрывающее экзистенцию, выдавать за само существование, нельзя удовлетвориться результатами такого философствования.

Сартр: «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня».

Честь и достоинство образуют устойчивое словосочетание, взаимосвязаны, основа - представления о нравственной самоценности человека. Осознание персонально и, с другой стороны, имеет внешнее, общественное измерение.

Различия категорий «честь» и «достоинство». Категория «честь» обозначает морального субъекта в качестве представителя какой-либо локальной общности (сословия, рода, профессии и т.д.). В категории «достоинство» нравственная значимость личности выражена более универсально (равенство всех людей перед моральным законом) и имеет общечеловеческий смысл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.003 с.)