Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода выбора и выбор свободыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Свобода - такое поведение человека, которое зависит от его собственных действий, сознания, воли. Выбор – это форма проявления свободы человека. Свободный выбор обеспечивается волей – духовной побудительной силой и разумом. Выбор зависит от уровня сознания и познания личности. Достоинство свободной личности – в осуществлении действия, распознании цели и средства действия с помощью разума. Известный американский философ, представитель прагматизма Дж. Дьюи считал: «…свобода – это богатство многообразного и гибкого роста, изменение исходного состояния и характера в результате разумного выбора». Ему также принадлежат следующие высказывания: «Мы свободны в той мере, в какой действуем со знанием того, что собираемся делать», подлинная свободна «интеллектуальна, она скрыта в тренированной силе мышления, в способности к «перевертыванию вещей», к размышляющему взгляду на деле…» Механизм выбора: «выбирание» реализуется волей, воля движется разумом, предписывая ему принятие определенных решений. Разум предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора. Выводы: выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Выбор ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом. В условиях выбора может произойти конфликт между «можно» и «нельзя» (следствия - асоциальность или конформизм), между внутренним «хочу» и внешним «надо» (проявление силы воли, степени внутренней свободы или несвободы). Степени свободы: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающие человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Свободный выбор связан с самоограничением, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности. Нравственная свобода - это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека (интериоризация). Нравственная свобода проявляется: 1) в умении делать осознанный моральный выбор действий и поступков; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия; 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек свободен в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения, управлять им. Таким образом, наша жизнь и судьба – результат нашего выбора, его правильности. Это цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Нравственная свобода – это фундаментальная моральная ценность, в этике - не только категория, сколько проблема, свобода – условие и механизм возможного осуществления всех нравственных ценностей. В этике экзистенциализма тема свободы получает своеобразную трактовку, которую можно тезисно представить следующим образом: человек «обречен быть свободным» (Ж.-П. Сартр); человек, в отличие от других природных существ «выбирает самого себя», несет ответственность за свой выбор; выбирая себя, человек выбирает и судьбу другого, и судьбу человечества. Критерий выбора – совесть, которая есть призыв к человеку выбирать себя подлинно, быть самим собой. Быть свободным – не делать так, как «поступают и думают все». Свобода есть прежде всего возможность, а не факт. Свободы мы добиваемся, она не существует как факт. Свобода есть проявление человеческого достоинства. Известный французский мыслитель Тейяр де Шарден противопоставляет подлинную свободу «коверкающим страстям»: препятствия к свободе существуют в виде «позитивных аффектов» и «коверкающих страстей» (страх, ужас, слабость, старость, смерть). Подлинная свобода – в противостоящих им «завоеванных страстях». «Уставшие», «робкие», пессимисты не могут завоевать свободу для себя. Только «вдохновленные свыше» – верящие в жизнь, ее непреходящую ценность и святость, несущие в себе независимость и любовь – способны добиться ее. Трудности свободы («тяжкое бремя свободы»): быть свободным труднее, чем отказаться от свободы. Свобода – в моральном творчестве. «Бунтующий человек» (А. Камю) часто обречен на неудачу и трагическую судьбу. Причины и механизмы отказа от свободы в работе Эриха Фромма «Бегство от свободы» (1941г.): свобода – «величайшая тайна богов и людей», не до конца освоена человеком. Два аспекта свободы: негативный и позитивный. Негативная свобода современного человека – свобода «от». Свобода как отсутствие зависимости от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Свобода, отрицающая зависимость. Человек ее считает подлинной. Достигнув такой свободы, человек становится предоставлен самому себе. Она изолирует его, пробуждает чувство одиночества, бессилия, тревоги. Выбор в условиях негативной свободы: а) избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения. b) либо дорасти до позитивной свободы, свободы «для». Свобода «для» дает возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требует от личности этой реализации, основана на неповторимости, индивидуальности каждого человека. Основные способы достижения – любовь и творчество. Крайне трудно, не каждый готов. «Бегство» от подлинной свободы объясняется Э. Фроммом также и тем, что имеются психологические корни в самой природе человека, осуществляется в разных формах. Например, в условиях тоталитарного общества: а) в виде авторитаризма, проявляющегося как стремлении к подчинению, так и к власти (садомазохистский комплекс); b) в виде разрушительности, деструктивности, направленной на себя или вовне (результат «непрожитой жизни»). Формы бегства от свободы в демократическом обществе: конформизм – полное усвоение личностью общепринятых шаблонов и стереотипов поведения, в результате чего человек становится «как все», исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, появляется чувство «причастности», исчезает страх перед одиночеством и бессилием. Вывод: нет однозначных и «правильных ответов» на вопросы свободы выбора. Каждый человек должен сам искать и выбирать эти ответы для себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.009 с.) |