Тема: этика в хх - начале XXI века. Нравственные проблемы современности и перспективы их разрешения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: этика в хх - начале XXI века. Нравственные проблемы современности и перспективы их разрешения



1. Что такое прагматизм в этике?

2. «Успех и неудача – суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). Позицию какого этического направления выражает это высказывание?

3. Как Вы объясните эмотивизм в этике Б. Рассела?

4. Известному французскому философу Ж.-П. Сартру принадлежат слова: «Ад – это другие». Почему? Согласны ли Вы с ним? Дайте обоснование своей позиции.

5. Опровергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение З. Фрейда: «Ненависть является не только неожиданно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но… в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь – в ненависть»?

6. Почему для создания подлинных человеческих отношений и обществу, и личности, как считает К.Г. Юнг, необходимо «признание собственного несовершенства?» В чем парадоксальность этой ситуации?

7. Можете ли Вы объяснить парадокс, отмеченный Э. Фроммом: «Любовь помогает ему (человеку) преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»?

8. Раскройте нравственные проблемы современности и перспективы их разрешения.

Раздел 2. Теория морали. Моральные ценности в основных категориях этики

Тема: Теория морали. Добро и зло

1. В чем проявляются характерные особенности морального сознания?

2. В чем проявляются характерные особенности моральной деятельности?

3. В чем проявляются характерные особенности моральных отношений?

4. Назовите критерии классификации этических категорий.

5. В чем проявляется полярность категорий этики: добро и зло, справедливость и несправедливость?

6. Как Вы понимаете, что такое кондициональные категории этики?

7. Прокомментируйте следующие определения добра:

«Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие» (Д. Локк).

«Добро – это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза» (Н. Чернышевский).

«Добро – это воля к счастью» (Л. Фейербах).

«Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни» (А. Швейцер).

«Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом» (С. Кьеркегор).

«Добро есть одухотворенная любовь, любящая сила духа» (И. Ильин).

По какому принципу построены эти определения?

Сформулируйте собственное определение.

 

Тема: Свобода и ответственность

1. Является ли, по Вашему мнению, свобода нравственной ценностью?

2. В чем состоит диалектика свободы и необходимости?

3. Согласны ли Вы с мнением о том, что следует руководствоваться моральным законом?

4. В чем состоит моральная ответственность личности?

5.«Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым, имеющим силу в себе и для себя, и этим мало наносится ущерб его свободе, что последняя, даже наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, еще бессодержательной и лишь возможной свободы» (Гегель).

Почему Гегель назвал произвол «бессодержательной свободой»?

Почему нравственная деятельность – «необходимая деятельность»?

Почему нравственная необходимость не стесняет свободу человека?

6.Что имел в виду Ж.-П. Сартр, когда говорил, что человек «брошен в свободу», «обречен быть свободным»? Согласны ли Вы с его суждением?

2. Что такое «свобода от»? В чем заключаются отличия «свободы от» от «свободы для»?

3. Может ли быть условием достижения счастья несвобода другого человека?

Тема: Смысл жизни и счастье

1.Есть ли смысл жизни?

2.Цель жизни и смысл жизни – это одно и то же?

3.Сопоставьте два высказывания:

Ф.М. Достоевский: «Надо любить жизнь больше смысла жизни».

Ювенал: «Нельзя жизни терять смысл жизни».

4.Л.Н. Толстой писал: «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».

Разве быть счастливым – это обязанность?

В чем виноват несчастливый?

5.О. Уайльд писал: «Ничто так не старит человека, как счастье: наслаждение – это единственное, ради чего нужно жить».

В чем различие наслаждения и счастья?

Почему счастье «старит»?

6.И. Кант связывал счастье и мораль следующим образом: «Для человека соблюдение своего долга – это всеобщее и единственное условие достойности быть счастливым… если мы сами не сделаем себя недостойными счастья – а это происходит, когда мы нарушаем свой долг, - то можем также надеяться, что это счастье выпадает на нашу долю».

Почему моральность у Канта – лишь предпосылка, но не причина счастья?

Обратите внимание на формулировку «не сделаем себя недостойными счастья» вместо «сделаем себя достойными счастья». В чем здесь оттенок смысла?

Раздел 3. Прикладная этика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.006 с.)